«Ему всегда хотелось, чтобы у артистов были права».

ПАМЯТИ РАХИМА МАДЖИДОВИЧА КАРИЕВА, ВЕЛИКОГО СТАРИКА, ПОСВЯЩАЕТСЯ.

Председатель Узбекского театрального общества, деятель культуры Рахим Маджидович Кариев остался в памяти культурных узбекистанцев, как Защитник нового искусства. Ильхомовцы помнят его, как Великого Старика.

«ЧЕЛОВЕК, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ НАСТОЯЩЕЕ И ТАЛАНТЛИВОЕ»

Хотелось бы в эти юбилейные дни (театру — 20!) помянуть добрым словом тех, кто в прошлые годы поддерживал ильхомовцев, помогал выстоять, быть независимыми. Таким человеком, поддерживавшим настоящее, талантливое, был Рахим Маджидович Кариев, председатель Узбекского театрального общества — мудрый, сердечный человек из белой башни-девятиэтажки дома театральных деятелей на улице Пушкина.

Из статьи С. Хасановой, газета “Народное слово” 1995 год.

———————————————————————————————————
«ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА НЕВОЗМОЖНО ЗАБЫТЬ»
Давно нет с нами Р. М. Кариева, но его имя остается на устах всех, кому посчастливилось встречаться с этим удивительным человеком. Выступая на вечере его памяти, художественный руководитель театра «Ильхом» заслуженный деятель искусств Марк Вайль рассказывал, как счастлив был Рахим Маджидович, когда театр показал свой первый спектакль — ведь в организацию “‘Ильхома” он вложил частицу своего сердца и много энергии.

Р. М. Кариев часто бывал в театре, помогая решать творческие проблемы, особенно на первых порах после организации труппы. И, наконец, как доброжелателен был Рахим Маджидович с журналистами.

Он был одним из организаторов гастролей столичных театров по городам и районам области и всегда знал, какие сцены и открытые площадки самые подходящие для спектаклей. Ни одна публикация из театральной жизни не проходила мимо Р. М. Кариева, и если автору удавалось затронуть его сердце, непременно звонил, чтобы сказать спасибо.

Такого человека невозможно забыть.

Из статьи А. Иванова. Газета “Ташкентская правда”, 2006 год

———————————————————————————————————
“МОЛОДОЙ ДУШОЙ ТИТАН”

…Они ходили к Марку Вайлю на ночные репетиции, им за это не платили, над ними смеялись, мало, кто верил, что Вайлю что-то удастся. Но двое были в этом уверены: сам Марк Вайль и руководивший в 70е Театральным обществом Узбекистана Рахим Маджидович Кариев.

Без интуиции в искусстве делать нечего. У Р. М. Кариева интуиция была потрясающая.
Он остался в памяти ильхомовцев, тех, кто его застал, Стариком.

По традиции шестидесятых “старик” — дружеское, приветственное обращение близких. Рахим Маджидович Кариев — Великий Старик. Второе лицо тогдашнего Театрального Общества Узбекистана, он распоряжался финансами, как доистрическую легенду он рассказывал о том, как был назначен директором ещё не построенного оперного театра, как запирал на замок в своём кабинете знаменитого композитора Ашрафи со знаменитым дирижёром, сам подавал им в форточку еду и отпускал из-под театрального ареста только после того, как была готова партитура.

Именно он, Великий Старик Рахим Маджидович Кариев, дал Марку Вайлю первую работу в Ташкенте и первую квартиру.

Именно он под личную ответственность выделил деньги на оборудование подвала, на то, чтобы бывший овощной склад ресторана превратился в театральный зал.
Именно он, Великий Старик, ничего не зная ни о Бертольде Брехте, ни об Александре Вампилове, волшебным образом всё понял в первых ильхомовских спектаклях, которые регулярно стали показывать зрителю.
Именно он своим незыблемым авторитетом защищал молодой театр в самые трудные моменты, когда вешали замок на дверь, когда зрителей призывали разойтись и больше не приходить, когда собирали высокие собрания для осуждения и запрещения театра.

В “Ильхоме” живёт миф о Великом Старике. Он в этом мифе — идеальный защитник, покровитель талантов, обиженных, доступный, юморной, с потрясающей работоспособностью, молодой душой Титан.

В реальной жизни он был мал, совершенно лыс, всегда чисто, всегда старомодно одет, всегда пах дорогим одеколоном, всегда внимательный, всё помнящий, он даже во время болезни всегда был готов рассказывать смешные театральные байки.

Кариевские уроки — никогда не унижаться, как бы не было трудно, верить в удачу, ободрять отчаявшихся, всё помнить, но не держать зла, уметь прощать ради общего дела.

Интуиции научиться нельзя. Марк Вайль научился. У него, у создателя и руководителя “Ильхома”, кариевская интуиция. Без этой интуитивной прозорливости не было бы феномена под названием “Ильхом”.

(с) Юрий Александров. Пенаты “Ильхома”.

———————————————————————————————————
“ДЛЯ НЕГО НЕ БЫЛО АВТОРИТЕТОВ, КРОМЕ ЧЕСТИ И ИСТИНЫ»

“Был период, когда “Ильхом” даже пытались закрыть, но было уже поздно — ребенок родился, подрос и окреп. У него появились не только противники, но и сторонники. Очень хочется помянуть добрым словом замечательного Человека Рахима Маджидовича Кариева — Великую повитуху, благодаря поддержке которого, наверное, родилась и выросла театральная студия. Мне повезло не только соприкасаться с ним по дому Молодежи, но впоследствии и работать под его руководством. Сколько раз этот неутомимый Старик бросался на амбразуру, защищая собой “Ильхом”! Для него не было авторитетов, кроме Чести и Истины.
Евгений Рахманов. Книга “Неизвестный известный Ильхом”.

———————————————————————————————————
ВСПОМИНАЕТ БЕРНАРА РАХИМОВНА КАРИЕВА, ДОЧЬ СТАРИКА:
Он очень любил Марка. И всегда поддерживал всё новое. Окунуться в то время: уже тогда были люди, которые искали жизнь в новизне. Он поддерживал всех артистов, которые делали что-то иное, шли в неизведанное.

При том, что он был другой человек: от Марка Вайля он отличался двумя поколениями.

Он отстаивал весь репертуар Ильхома в министерстве Культуры. Театр прогремел, а в министерстве возникали вопросы: “зачем нам это нужно, на советской, на узбекской сцене?”. К театру постоянно приставали и его нужно было защищать.

Он окончил Плехановский инситут. Экономист, но ни одного дня не проработал по профессии: так и остался в делах культуры.
В прошлом году ему исполнилось бы сто лет. Он умер в расцвете сил, хоть ему тогда и было далеко за 80.

Он ушел из жизни во время очередного выступления в защиту кого-то: вдруг покраснел, зашатался и упал…
Это была его главная черта: погиб, защищая кого-то. Он так любил артистов, жалел их. Ему всегда хотелось, чтобы у артистов были права…

Проект “Ильхом. Ретроспектива” благодарит за фото из семейных архивов Бернару Рахимовну Кариеву и Шавката Юлдашева. Мы продолжаем дополнять тему. Приглашаем всех, кто знал Рахима Маджидовича, поделиться своими воспоминаниями о Великом Старике.

Стратегическим партнёром тетра “Ильхом” является Швейцарское бюро по сотрудничеству при Посольстве Швейцарии в Узбекистане.