«Дорогая Елена Сергеевна».

Режиссер: Марк Вайль
Композитор: Розенблюм Михаил
Ассистент режиссера: Михаил Салихов
Сценограф: Станислав Фесько

В ролях:
С. Норбаева, Г. Каюмов, А. Ванченко, М. Турпищева, Д. Исмаилов

Из предисловия к пьесе

Начиналось все очень невинно. Согласно культурным обычаям брежневского застойного времени, начинающий драматург Л. Разумовская заключила с министерством культуры договор о написании пьесы «о трудных» подростках. Тема была вполне «проходимая» и ничего дурного ни для кого не предвещала.

Шло время, нужно было отрабатывать аванс и в легкомысленной голове автора сложилась завязка, требовавшая вполне определенного развития действия и доведения его до логического конца. (По принципу импровизационно развивающегося актерского этюда).

Действие было доведено, и когда в последствии приходилось слышать за спиной шептания: «какая маленькая женщина… какая смелая», — автору было смешно и неловко, ничего героического в своем акте она не видела. (Хотя на ковер вызывали и грозные речи произносили).

«Как могло получиться, что вопрос о необходимости снятия этой пьесы поставило не министерство культуры, а комитет государственной безопасности?» — грозно вопрошал М. С. Горбачев на заседании секретариата ЦК КПСС 26 апреля 1983 года. (Цитирую по книге Волкогонова «Ленин», стр. 197) После чего пьеса и все спектакли, поставленные к тому времени в Советском Союзе, естественно были запрещены.

Когда осенью 80-го года на семинаре молодых драматургов в Дубулты впервые была прочитана пьеса в присутствии других авторов и министерства культуры, она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Редакторы из министерства тут же открестились от пьесы, сделав вид, что такой нет и никогда не было. Но судьба распорядилась иначе…»

—————————————————-

«Ненавижу, ненавижу героев, лезущих грудью на амбразуру! Ненавижу амбразуры, на которые нужно лезть! Почему, почему мы всегда должны лезть на амбразуры?»

Четыре десятиклассника: Володя, Паша, Ляля и Витя приходят к своей учительнице, чтобы поздравить ее с днем рожденья. Неофициальная цель — уговорить ее на подмену контрольных работ.

Идеалистка Елена Сергеевна категорически несгибаема и на нее не действуют ни просьбы, ни уговоры, ни подкуп.

Противостояние перерастает в террор.

Пьеса написана в конце 70-х: в то время, когда время воспевания «высоких духовных ценностей» стало очевидно приближаться к концу. Начиналась новая эпоха: других людей и других ценностей.

Подростки во все времена служили идеальным зеркалом, отражающим лица взрослых. Драматург Людмила Разумовская использовала четыре подростковых портрета для отражения основных взрослых портретов перестроечного периода: «криминальный лидер стаи», «бесхребетный», «алкоголик» и «мещанка». Противостоит этим героям, как всегда, «идеалист-бессребренник», беспомощный «взрослый», который такой большой, а верит в сказки про честность и достоинство. Но если в обычных советских сюжетах добро побеждало зло, здесь все переворачивалось вверх дном.

————————————————

«Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской была впервые поставлена в Ленинградском театре в 1982 году. Сразу после премьеры спектакль был исключен из репертуара. Машина цензуры, пусть по инерции, все еще работала.

Кинорежиссер Эльдар Рязанов начал экранизировать пьесу ещё в начале 80-х, но начать удалось лишь в 1987 году: съемки то разрешали, то запрещали.

В 1988 году цензура ослабла и фильм удалось показать. Он пришелся «ко столу»: на сцене жизни уже совершали свои первые дебюты «Володи» и «Ляли», а «Елены Сергеевны» и другие идиоты, сражающиеся за духовность, были выброшены на свалку истории вместе с красными флагами, бюстами и звездами.

Сразу после перестройки пьесу извлекут из архивов, отряхнут от пыли и поставят в десятках постсоветских театров. В «Ильхоме» же пьеса была сыграна в VII сезоне, в 1982–1983 году, за несколько лет до успеха постановки. Театру не впервые было обходить запреты и идти на риск и ставить пьесы ещё тогда, когда они считались крамольными.