Секрет успеха Брехта на сцене Ташкентского театра «Ильхом»

Дарья Брянцева. DEUTSCHE WELLE/ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ | 12.01.2009

http://www.dw-world.de/dw/article/0,,3939784,00.html

В Ташкентском театре «Ильхом» сегодня юбилей: 30-летие спектакля «Мещанская свадьба» и его 500-й показ. Эта постановка Марка Вайля по пьесе немецкого драматурга Бертольта Брехта стала визитной карточкой театра.

Марк Яковлевич Вайль, основатель театра «Ильхом», поставил «Мещанскую свадьбу» в очень далеком и очень застойном 1979 году. Но постановка до сих пор не потеряла своей актуальности. Марк Вайль нашел «вечную» пьесу и поставил не менее вечный спектакль.

Как рассказывает Борис Гафуров,  и.о. художественного руководителя Театра «Ильхом»: «Наверное, в 1979 году Марк Яковлевич вряд ли мог предсказать этому спектаклю такую долгую и такую счастливую судьбу. Этот спектакль напоминает, пожалуй, шампанское: пузырьки начинают тебя щекотать, приводят к легкому головокружению… Спектакль яркий, в нем много гротескных персонажей. Каждый зритель, приходя на этот спектакль, отчасти видит себя в нем, с ироничной стороны. Увидев себя, зритель себя во многом прощает, потому что спектакль не осуждает человека, а просто показывает его таким, каков он есть».

Цитата из описания постановки «Мещанская свадьба» на сайте Театра «Ильхом»: «Спектакль остается хитом репертуара с 1979 года. Удачно найденная форма «семейного портрета в стиле ретро» оказалась универсальной, близкой зрителям уже не одного поколения ташкентцев… Сегодня спектакль смотрят уже повзрослевшие дети первых зрителей. О спектакле написано много. Известный московский критик А. Свободин определил «Мещанскую» уже в анналы истории советского театра.  Порадуемся с некоторым удивлением, что нам дано еще наблюдать жизнь спектакля конца самых что ни на есть застойных 70-х, который продолжил свою жизнь в театрах Македонии и России, которому в минувшие годы аплодировали зрители Болгарии, Литвы, Норвегии, Югославии, а также миллионы телезрителей некогда существовавшего Центрального Телевидения. Странная и счастливая жизнь сложилась у «Мещанской свадьбы»…

В самом названии уже поставлена проблема. Мещанство в человеке прошлого или в человеке современном не вырождается. К сожалению или к счастью, не знаю, но это факт! Это наше отношение к иногда смешным традициям, наше отношение к вещам, к какой-то показухе… Все это смешно и остро отражается в этом спектакле. Человек узнает себя, видит себя со стороны, и в этом, наверное, и есть секрет популярности этого спектакля», – отметил и.о. художественного руководителя Театра «Ильхом» Борис Гафуров.