Жизнь от дождя до дождя

Муяссар Максудова. ХУМО

В театре Марка Вайля «Ильхом» идут премьерные спектакли «Глиняные буквы, плывущие яблоки».

ТЕМА НА ЗЛОБУ ДНЯ

Есть литература, которая, по своей форме не являясь драматургическим  произведением, все же просится для постановки на театральных или кинематографических подмостках. К таким относится притча-повесть «Глиняные буквы, плывущие яблоки» современного отечественного писателя Сухбата Афлатуни (в миру Евгений Абдуллаев) – победителя и лауреата ряда международных литературных премий.

Притча – есть та условность, в которой сказочно-мифическое можно  безболезненно соединить с жестокой реальностью. Главное – тот легкий и саркастический язык, какой используется автором для донесения  до читателей своей мысли. Прочтение трудов Абдуллаева сравнимы с  фантастическим удовольствием, с каким мы читаем книги Ильфа и Петрова, О.Генри, раннего Гафура Гуляма. К примеру, оцените такое выражение: «Люди неторопливым фаршем выползали из дома, покачивая тюбетейками». Очень лаконично и образно подмечено. Где фарш и где люди? Однако сразу  представляется такая вымученная обезличенная однородная человеческая масса.

Что же предлагает автор в своем произведении? В первую очередь образы странных, но одновременно до боли узнаваемых персонажей: Председателя – деспота и самодура, Старого Учителя – ярого борца за чистоту языка и справедливость, Участкового – лизоблюда и подкаблучника, Ханифы – мошенницы и  хабалки… Главный положительный герой – Новый Учитель, как и полагается в пьесе, скромен и щедр душой.   В основном   события происходят в современном кишлаке ближе к южной границе страны, где вопрос водообеспечения – один из насущных. От него зависит судьба и жизнедеятельность сельчан. По преданию, вода ушла из этих мест после расправы населения над дервишем. Но стоит расшифровать и спеть всем миром мистический алфавит, как небеса разверзнутся, и на них польется дождь, а из-под земли, под древней баней забьет неиссякаемый источник.

АКТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОЛОДЕЖИ

Умное, высококлассное произведение требует не менее классного (читай – скрупулезного, индивидуального, фееричного) его воплощения на сцене. За это взялись дебютанты сцены – студенты Школы Драматического искусства при театре «Ильхом». В качестве премьера выступил и ведущий артист творческого коллектива Антон Пахомов. Не раз выступая режиссером сценических импровизаций (т.е. читок) современной мировой драматургии,  он все же пришел к первой крупномасштабной постановке. К тому, о чем мечтал его Учитель – Марк Вайль.  В этом ему помогали зрелые ильхомовцы. Главный художник театра Василий Юрьев как всегда лаконично и необычно обыграл сценическое пространство, одел артистов. Помощник главного режиссера по литературной части Оксана Хрипун, вычленяя нужное из первоосновы, создавала с Пахомовым  инсценировку. Звуковой ряд, музыка были подвластны главному композитору театра Артему Киму. И неизменным исполнителем видео-арта был Николай Леонов.
Спектакль идет почти три часа, задействованы в нем около 20 героев. Несмотря на широкий возрастной диапазон персонажей, эта постановка под силу только молодому составу исполнителей. А все потому, что тому способствует сценография, да и драматургическое прочтение материала.  Актеры на игровое пространство сцены  вылезают в полусогнутом состоянии из-под разновеликих столов-тумб, сплошняком идущих с одного конца сцены до другого. И туда же затем ныряют. А чем не прием? И не надо лишний раз говорить о приниженности и бесправности рядовых граждан, живущих под пятой сельского  бюрократического аппарата в лице его Председателя.

Главным достоинством Вячеслава Цзю, целенаправленно от спектакля к спектаклю развивающего образ деспотов и самодуров, умение придать каждому из них неожиданные грани. Да и внешне он приобретает новые конфигурации, фактурные линии. Тупое и одновременное хищное выражение  лица его героя,  вытянутые вперед губы,  сросшийся с шеей подбородок придавали образу схожесть с плотно сжатым кулаком. Готовым в любой момент человека прибить или, того лучше, выгрызть его под корешок, как ранее это делал его Отец-саранча. Главным лозунгом его публичной жизни служат слова «Через четыре года здесь будет город-сад»». Поверх этих его восклицаний рефреном звучит звуковая абракадабра «жидала-жидала-жум», больше напоминающая какое-то песнопение дервишей. А на деле – это как пилой по ушам.

Его приспешники – местный участковый (Тимур Нартаджиев) и его жена Ханифа (Зинаида Мелконян), которая больше имеет ментовские повадки, чем муж, называющая себя Безопасность-опа. Да и галифе она носит покруче него. Видимая бдительность супругов проявляется  в прохождении каждого к телу Председателя через металлоискатель. На сцене это была обычная шумовка в руках участкового и велосипедный звонок у Ханифы. Лишь тот пройдет этот кордон, кто купит у нее мелочь из арсенала уличных продавцов  – жвачку, курт, сигареты, насвай.

Но не они строят фабулу спектакля.  Вопрос воды – самой необходимой жизненной важности в этом селении. Вот почему пустые сосуды (ведра, чайники, тазы) в вытянутых вверх руках, грохочущие от удара,   также часты, как и редки звуки дождя, льющейся воды на сцене. По этой причине лишь раз закрутилось колесо стоящей в углу водяной мельницы.   И произошло все благодаря Молодому Учителю  (Георгий Кобылин), чаще косвенно, вскользь обозначающий свое место в спектакле.  Более колоритными были невольная троица – Муса (Бафо Хабибов), Иван Никитич (Алексей Писцов), Абдулла (Денис Бойко). Они разъезжают на самодельном авто (всего-навсего перевернутая набок бочка с колесиками) с номером Х2001ТШ, ведут различные разговоры, к примеру,  «Интимное право человека иметь хвостик», радуются, горюют, ищут справедливость.

Старого Учителя играют два актера – Сейдулла Молдаханов и Сайфитдин Милиев. Трактовка персонажа у каждого различная. Если первый по возрасту,  жизненному опыту, повадкам, рисунку роли ближе к первоисточникам, более гармоничен, то второй – больше склонен выпячивать отдельные направляющие линии в характере героя. По словам создателей спектакля, каждый вправе трактовать и подавать свое прочтение роли, если она (роль) в итоге раскрывается новыми гранями.  Актерский ансамбль прекрасно справился с пантомимическими вкраплениями, песнопением, хореографическими номерами. Но хотелось бы отметить бессловную, пластическую роль собаки в исполнении Дурена Казака.

Итак, в репертуаре появился еще один спектакль. Крупный, на хорошей литературной основе, с незабываемым составом его постановщиков и исполнителей. Что же его объединяет с предыдущими  премьерами? Духом, стилем, единой гармонией режиссерской задумки, художественного и музыкального оформления, актерской игрой – всем тем, чем отличается вайлевская школа духовного воспитания зрителя. И еще тем, что спектакль ставит свои вопросы. В чем сила и слабость, очевидность и неопознанная тайна Природы и Бытия (добра и зла), реального и мистического начала человеческой души, существа? И кто герой нашего времени?

Сходите в театр, получите свои ответы.