Театр
Театр «Ильхом» – один из первых в истории бывшего Советского Союза профессиональный негосударственный театр – был основан в 1976 году режиссером Марком Вайлем и группой выпускников Ташкентского театрально-художественного института. Театр с самого начала складывался как ансамбль, состоящий из свободно импровизирующих, чутко слышащих и понимающих друг друга солистов.
Первоначальное название ЭСТМ «Ильхом» (экспериментальная студия театральной молодежи – актеров, художников, музыкантов, театроведов).
В молодом театре дебютировала молодая драматургия – А.Вампилов, С.Злотников, Ш.Башбеков, Ч.Гусейнов, Л.Разумовская, названная впоследствии драматургией «новой волны». Встреча с драматургией своего поколения оказалась для актеров наилучшим, уникальным способом самовыражения.
Прошли годы. С 1985 года наступило время свободы. К этому периоду «Ильхом» успел обрести известность. Как истинно независимый театр, в чём-то опередивший время, он успел многое сказать миру перед грянувшей Перестройкой и потому не захотел повторяться. Примерно с 1986 по 1990 гг. – «Ильхом» потерял интерес к пьесам со словами и надолго погрузился в экспериментальную работу над спектаклями без слов. Спектаклями-действиями, визуальным театром-метафорой, театром клоунады. Началась жизнь фактически нового «Ильхома». Актеры, которые играли спектакли «Регтайм для клоунов», «Кломадеус», «Петрушка» принесли в «Ильхом» новую энергию и ощущение театра нового времени.
С 1989 года – года создания на базе театра своей Студии драматического искусства, можно считать, начался следующий, точнее третий этап жизни театра «Ильхом». Выпускным спектаклем I студии (1993 г.) стал объединяющий «ильхомовские» поколения спектакль-фантазия о Самарканде на основе комедии К.Гоцци «Счастливые нищие». Постановщики спектакля синтезировали в нем традиции комедии dell’arte с традиционной народной узбекской комедией – масхарабоз.
Репертуар театра того периода, казалось бы, состоит он в большей степени из, так называемого, «классического наследия», но его прочтение настолько не тривиально, что реакция на спектакли «Ильхома» всегда бывает не однозначной – от полного шока и отторжения до восторга. Ценность репертуара театра в его разнообразии. Диптих по Пушкину: провокационно яркий спектакль «Свободный роман» (так сам автор называл свой роман в стихах «Евгений Онегин») и мультимедийная мистерия «Подражание Корану. Спектакль по ранним комедиям А.Чехова «Лаборатория доктора Чехова», одна из самых популярных пьес современного мирового репертуара – пьеса «Art» А.Реза и психологическая драма «Братья и Лиза» А.Казанцева. Современное прочтение классики – «ОБЛОМ-off» М. Угарова, диптих по пьесам-бестселлерам Э. Олби («Случай в зоопарке» и «Три высокие женщины») – «Что случилось в зоопарке?» «Полеты Машраба» – игра с мифами и текстами, оставленными одним из самых культовых поэтов-суфи в истории Центральной Азии (совместно с Vorhoelle Вена) и «Радение с гранатом», основанный на сюжетах живописи Александра Николаева (Усто Мумина) – ещё одном феномене евразийской культуры (совместно с Doris Duke Fund for Dance of the National Dance Project), трагедия Эсхила «Орестея».
Театр «Ильхом» всегда идентифицировал себя как ташкентский театр – театр города, где всё и все давно перемешаны и на улицах звучат разнообразные наречия, поэтому на его сцене звучит одновременно и русская, и узбекская речь. А в таком многолетнем хите репертуара как «Счастливые нищие» герои говорят, как минимум, на четырех языках: русском, узбекском, итальянском, идиш.
Четвёртый этап творческой жизни театра «Ильхом» начался после трагического события 7 сентября 2007 года – гибели его бессменного руководителя и основателя – Марка Яковлевича Вайля. В память о погибшем «Ильхом» стал называться театром Марка Вайля. Художественным руководителем театра Марка Вайля «Ильхом» стал актёр Борис Гафуров.
В 2011 году Театр Марка Вайля «Ильхом» был удостоен Премии Нидерландского Королевского Фонда имени Принца Клауса. Премия вручается физическим лицам, группам или организациям за выдающиеся достижения в области культурного и социального развития общества. Международное жюри присудило театру «Ильхом» премию «за высокий уровень театрального мастерства, уникальное сочетание современных театральных форм с классической театральной школой, традициями уличного театра и импровизацией».
Современный репертуар «Ильхома» отличается многообразием – от произведений мировой классики до творений молодых авторов со всех стран мира, многие из которых впервые были вынесены на суд зрителя именно в этом театре.
За последние 17 лет спектакли театра «Ильхом» были представлены на более чем 35 Международных Театральных Фестивалях» в 22 странах мира, в том числе – Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Голландии, Дании, Норвегии, Ирландии, Югославии, США, России, Японии, Франции, Польше и др., а также в 20 гастрольных не фестивальных поездках.
Сегодня Театр Марка Вайля «Ильхом» — культовое место в городе, объединившее в себе:
Театральную площадку — более 15 наименований спектаклей: от мировой классики до современной драматургии
Выставочный зал — фестиваль Public Art, выставки художников и фотографов
А также проекты:
llkhomRockFest — выступления рок-музыкантов
llkhomJazzCIub— джазовые вечера, мастер-классы, приглашенные музыканты из стран СНГ, Европы и США
IlkhomPanorama – просмотр и обсуждение шедевров мирового кинематографа
Лаборатория Артёма Кима «Театр + Музыка». Музыкальные вечера ансамбля Omnibus
Лаборатория инклюзивного театра — социализация людей с ограниченными возможностями.
Проект «Литера» — встречи с поэтами и писателями Узбекистана
Мастер-классы для взрослых и детей по актерскому мастерству, вокалу и сценической речи
Лаборатория молодых режиссеров Центральной Азии