Ratel.kz о спектакле «Аэропорт»
Пора валить
Страх — главная тема международной программы фестиваля «Откровение» в 2018 году. В том числе — страх остаться в своей стране в одиночестве
«Аэропорт» «Ильхома» — это первый спектакль в международной программе фестиваля «Откровение», на который случился солд-аут («все продано!»). Причем, моментально: на третий день после старта продаж билетов.
Легендарный узбекский театр, который за свою богатую историю впервые приехал в Алматы с гастролями только в 2014 году, влюбил в себя раз и навсегда.
Уезжать или остаться – тема в современном театре в нашей стране и в соседних — чрезмерно, сверхпопулярна. Кто мы, откуда мы пришли, куда мы идем – вопросы, продиктованные контекстом среды. В наших условиях они несколько уже, чем принято: географически ограничены границами не всей планеты, а отдельного государства. Которое можно или нельзя назвать родиной.
Пару лет назад спектакль «Город, в котором я…» — вербатим на тему, уезжать из Кыргызстана или остаться — привез в Алматы бишкекский театр «Место Д». ARTиШОК в своем самом громком спектакле последних двух сезонов «Уят», помимо обращения к понятию стыда в культуре, тоже говорит на тему эмиграции и самоидентификации.
«Аэропорт» театра «Ильхом» — исследование в этом смысле громадное. В том числе и по силе духа (или это нам отсюда кажется, что Узбекистан все еще тоталитарен настолько, что разговоры касательно «валить из страны» равны выходу на площадь в нашем казахстанском/алматинском сознании), по направленности энергии и по планке честности.
Спектакль «Ильхома» — это перформанс-альманах, драматургом спектакля стал Никита МАКАРЕНКО, который смонтировал в одно повествование и практически эксгибиционистские монологи о личном, и совершенно безумные истории – о вторжении инопланетян, к примеру.
Создатели спектакля много разговаривают с публикой. Не напрямую, без интерактива. Но вопросы звучат конкретные и тоже с большим тематическим разбросом. Наверное, вам знакома напускная сложность, с которой приходится в самолете отвечать на вопрос «Мясо или рыба?». Еще сложнее, когда следом спрашивают: «Уезжать или остаться?». Или совсем больно: «Где твоя родина?».
И сказать по правде, уже одних только последних двух вопросов хватило бы для того, чтобы спектакль состоялся как событие. Но «Аэропорт» — это не просто очередной спектакль «Ильхома», это результат лаборатории Театр+Музыка, и режиссер и композитор спектакля, руководитель лаборатории Артем КИМ облекает сложный и нужный разговор в особенную «праздничную» форму.
«Аэропорт» — это рок-н-ролл. Это настроение, которое проще всего объяснить емким, но ненормативным выражением «пох#й, пляшем». Живая музыка, которую хочется слушать, хореография, на которую хочется смотреть. Нарочито дешевый, простой реквизит: прозрачные ширмы, картонные коробки, бумажные таблички.
На сцене в отдалении от основного действия – музыканты ансамбля Omnibus, которых алматинцы помнят по спектаклю «Дождь за стеной», что «Ильхом» привозил на «Откровение» три с небольшим года назад. У них там свой перформанс и своя атмосфера, по ощущению, миссия музыкантов – подбадривать публику, когда она совсем уйдет в себя.
И есть повод: на «Ильхом» в Алматы приходят те люди, которым особенно понятны посылы спектакля. Героиня актрисы Юлии ПЛАКИДЫ рассказывает, что она до сих пор среди тех, кто остался, потому что «здесь я первая, в Саратове была бы шестая, а в Москве – двести пятьдесят шестая». Герой Яна ДОБРЫНИНА жалуется, что последний талантливый осветитель, который еще не уехал и с которым он может снимать кино – это солнце.
Искренность в случае с «Аэропортом» — главный режиссерский прием. Откровений, связанных с формой, со зрителем здесь не случится – несмотря на всю свою смелость и важность, спектакль этот традиционен в смысле постановки. Но это скорее просто факт о работе, нежели ее недостаток: это нормально – говорить доступным языком о сложных вещах.
Страх – главная тема международной программы фестиваля «Откровение» в 2018 году. «Ильхом» рассказал алматинцам о своем страхе, который оказался ожидаемо общим: страхе остаться в своей стране в одиночестве.
В этом смысле ташкентская команда выполнила ту функцию современного театра, которую принято считать главной: функцию диалога. «Аэропорт» вытянул на разговор о том, в чем было неловко признаться даже самим себе.
А вы сколько раз за последний месяц говорили себе: «пора валить?»
ОЛЬГА МАЛЫШЕВА
Ratel.kz