Дата | Ticketon.me |
---|
Действующие лица |
---|
«РАДЕНИЕ С ГРАНАТОМ» #2
Фантазия на темы исчезнувшего времени и живописи
художника Александра Николаева (Усто Мумина)
Радение – радость, объясняет слово словарь Даля. Состояние экстаза, приближающего человека к божественному состоянию – так чувствовали суть радения суфии.
Они стремились к нему всеми возможными для них путями. Погружаясь в состояние радения, суфии выкрикивали и пропевали эмоциональные поэтические фразы, приближаясь к подсознательному, приближаясь к откровениям.
«Радение с гранатом» – так искусствоведами названа одна из великих, загадочных и страстных – радостных – картин великого художника ХХ века Александра Николаева, более известного под именем Усто Мумин. Тайна творчества, которого только сейчас, в начале века XXI, может быть раскрыта.
Почему? Потому что основная тема, занимавшая Художника в лучшие годы его жизни – 20-ые годы прошлого столетия, более 70 лет была под запретом. Потому что великий пласт многовекового туркестанского танцевального искусства, многовековая традиция – танец мальчиков «Бача» – был запрещен и, практически, искоренен.
В спектакле театра «Ильхом» раскрываются ТАЙНЫ и покровы времени. «Оживают» уникальные исторические документы: письма, фотографии людей ушедшей эпохи. Они – эти люди – вновь становятся молодыми, живыми, страстными, мечтающими, влюбленными, страдающими и радующиеся всем проявлениям жизни.
Почти детективный сюжет спектакля протекает на фоне переломов и кризисов истории российской империи. В период, когда гибли сотни художников и с ними уходили традиции культуры, свобода самовыражения и разнообразие образов жизни.
Страсть к жизни и творчество Художника – это тема спектакля «Радение с гранатом». И, в то же время, «Радение с гранатом» в «Ильхоме» – это драма о красоте, вокруг которой всегда слишком много охотников ею обладать, искусстве, граничащем с пошлой низменностью человеческих желаний, о творческих исканиях, ломающих рамки морали, силе и слабости принять себя таким, каков ты есть, о сложностях слияния двух разных культур, смутном времени, догматах и традициях, о праве выбора, гомосексуализме, использовании детей ради наживы, революции, страсти и подобострастии. В общем, в разной степени о многом.
Действие спектакля происходит с мая 1916 по октябрь 1917 в Ташкенте. Эпилог – много лет спустя.
Несмотря на зримое присутствие в спектакле работ Александра Николаева, ставших главным источником нашего вдохновения, неоднократное использование в тексте документального материала, авторы просят не проводить прямые аналогии с биографией художника и другими, реально жившими в его время, людьми. Даты целого ряда событий сознательно изменены в пространстве художественного вымысла.
Спектакль «Радение с гранатом» создавался по воле случая в год:
- 140-летия Нового Ташкента – рубежа времени, вдохнувшего в многовековую летопись города новую историю, превратившего Ташкент в столицу и почти трёхмиллионный мегаполис;
- 110-летия Александра Николаева (Усто Мумина) – легендарного художника, вдохновившего нас на создание спектакля;
- 100-летия Рахима Кариева – подлинного деятеля искусств – первого, не смотря на свой преклонный возраст и сопротивление советской системы образца 1970гг, поддержавшего рождение театра «Ильхом»;
- 30-летия «Ильхома», культового театра уже не одного поколения зрителей. Родившегося и обретшего своё место в мире, возможно благодаря перечисленным выше событиям…
Проект поддержан: Doris Duke Fund for Dance of the National Dance Project, a program administered by the New England Foundation for the Arts with funding from the National Endowment for the Arts, the Doris Duke Charitable Foundation, and the Ford Foundation, Посольством США в Узбекистане.
Режиссер – Марк Вайль
Композитор – Артём Ким
Хореограф – Дэвид Руссив
Сценография – Бабур Исмаилов
Видеоарт – Николай Леонов
Компьютерная графика – Евгений Падалкин
Компьютерная обработка фотографий – Павел Щемелев
Ассистент хореографа – Николай Леонов
Перевод на английский текста пьесы и документов – Александра Вайль, при участии Тайлера Поламского и Анастасии Лелюх.
Перевод процесса репетиций – Максим Тюменев, Эвелина Юсупова
Действующие лица и исполнители:
Нежданов Александр Васильевич, художник. Второе его имя-псевдоним Усто Мумин – Антон Пахомов
Бяльцев Валерьян Петрович, полковник, он же Павел Петрович Киберев – Борис Гафуров
Звягинцев Сергей Владимирович, адъютант полковника – Илья Дудочкин
Василий Скороухин, денщик Бяльцева – Павел Лукашенко
Алишер – Денис Бойко
Салахутдин – Акмаль Хасанов
Махмуд – Фирдавс Джабаров
Карим – Владимир Юдин
Нодира, девочка-бача – Райхон Уласенова, Наргис Абдулаева
Тахир, чайханщик – Сейдулла Молдаханов
Жена полковника Бяльцева Елена Владимировна – засл. арт. РУз Марина Турпищева
Женщина из Старого города – Райхон Уласенова, Наргис Абдуллаева
Голос юноши записан Алишером Ататджановым, Зафаром Рахимовым.
В записи фонограммы принимал участие Аброр Зуфаров (вокал, сато).
Фонограмма записана в студии «Ильхом» ART-MEDIA».
Продолжительность – 2 ч. 50 мин. (с антрактом)
Премьера спектакля состоялась 9 октября 2006 г.