Ташкентский театр Марка Вайля «Ильхом» возвратился домой после успешных сентябрьских гастролей в Москве.
В течение четырех дней Центр драматургии и режиссуры на Соколе собирал полные залы. Билеты на спектакли «Ильхома» были распроданы еще за несколько месяцев до приезда театра. В ожидании гастролей социальные сети заполнили комментарии с просьбами «лишнего билетика».
В Москве «Ильхом» показал два своих флагманских спектакля: «Цветаева. Федра» Владимира Панкова и «Собачье Сердце» Артема Кима. Оба спектакля — сложные, многоуровневые постановки, в которых задействован не один десяток актеров и музыкантов. Постановки хорошо знакомы ташкентскому зрителю: премьеры этих спектаклей состоялись на сцене «Ильхома» в 2017 году.
Своими впечатлениями о гастролях делится заместитель директора театра Ирина Бхарат:
«Нам было важно вернуться в Москву, спустя несколько лет, с новыми спектаклями «Ильхома». «Федра» и «Собачье сердце» — это новый этап в развитии театра. Такой «Ильхом» в Москве ещё не видели. И мы снова удивили и восхитили столицу».
«Я считаю, что гастроли прошли достойно и резонансно. Москва устроила «Ильхому» аншлаг и бурные овации после каждого спектакля. Все отметили высочайший профессиональный уровень команды. Это мнение и зрителя, и профессионального сообщества — актеры лучших театров Москвы, критики, журналисты — все восхищенно говорили о командном духе «Ильхома», о супер-включенном существовании на площадке, об уникальной эстетике нашего театра».
Выбор площадки ЦДР для гастролей «Ильхома» был не случайным. Художественный руководитель театра ЦДР и основатель театра Soundrama Владимир Панков является давним другом «Ильхома», поставившим на его сцене спектакли «Семь Лун», «Дождь за стеной» и «Цветаева. Федра». Московский и ташкентский театры объединены общим духом, который периодически находит воплощение в совместных проектах.
«Две страны, два театра, побратимы-театры. Мне кажется, что это очень важный момент, когда театры дружат и взаимодействуют друг с другом. Не только взаимодействуют, но и ездят на гастроли. Таким образом создается диалог между Узбекистаном, Россией. Мне кажется, что это сверхважная задача — общаться друг с другом. «Ильхом» в Москве — это целое событие. Такие резонансные гастроли… Я такого еще не видел! И конечно нужно поблагодарить Союз театральных деятелей России и Александра Калягина, который поддержал эту историю и дал возможность двум театрам быть на одной площадке. Прошли встречи со зрителями, обсуждения, и для меня важно было видеть, как восхищенные зрители взахлеб говорят о труппе “Ильхома”», — поделился своими впечатлениями худрук ЦДР Владимир Панков.
Гастроли театра «Ильхом» в Москве стали возможны благодаря совместным усилиям Узбекистана, России и Швейцарии.
Впервые за много лет инициатива театра «Ильхом» нашла поддержку в Узбекистане. Часть расходов театра была покрыта Фондом развития культуры и искусства при Министерстве культуры Узбекистана. При этом в Фонде отметили, что готовы помогать «Ильхому» и в будущем.
Свой вклад в гастроли внесло и Швейцарское Бюро по Сотрудничеству в Узбекистане, давний друг и партнер театра Марка Вайля «Ильхом».
Гастроли театра в Москве стали важным событием, в первую очередь, для самого театра. Команда получила мощнейший опыт от взаимодействия с московским зрителем, по-новому переосмыслила осознание себя в мировом пространстве как творческой единицы.
«Перед отъездом на гастроли я поставил перед труппой задачу. Мы едем за новым опытом, который поможет выйти нам на новый уровень. Для нас не стояло задачи собрать полный зал, или добиться некоего успеха. Мы ехали за новым духовным и творческим переживанием, и я считаю, что мы его получили сполна. Спектакли наполнились новыми смыслами, новым звучанием в соприкосновении с новым зрителем», — сказал режиссер спектакля «Собачье Сердце» Артем Ким.
«Гастроли — это всегда экстрим. Все нужно сделать в очень сжатые сроки, в новых технических условиях, столкнуться с неизвестностью. И именно в экстремальных условиях люди сплачиваются, мобилизуются, подставляют плечо, поддерживают эмоционально. «Ильхом» — семья. И мы это ещё раз почувствовали», — считает Ирина Бхарат.
Московские критики были практически единодушны в своих отзывах: гастроли прошли успешно.
«Эти гастроли позволили москвичам увидеть актёров «Ильхома» – запредельно высокий уровень исполнения и актерского ансамбля. Но ещё кажется, что такого Панкова-режиссёра в Москве сейчас тоже нет, и это вовсе не сравнение «лучше-хуже». В «Федре» другой режиссерский язык, другой художник с тем же почерком. Одним словом, другая грань. Та, которая и зрителя оставит на грани, придавит эмоционально и заставит думать и во время спектакля, и после», — написала в своей рецензии на спектакль «Цветаева. Федра» критик Юлия Замятина.
Постановка «Федры» удивила критика и блогера Татьяну Старостину: «И сколько бы ни было во всем этом саунда и пластики, но самым сильным впечатлением все-таки стал сам текст в исполнении потрясающих актеров «Ильхома», которые, казалось, могли убедить кого угодно в чем угодно. Четверо главных героев и двое второго плана – в разных регистрах, от трагедийного до чуть не шутовского, с высочайшим мастерством и расплавляющей зрителя органикой подтвердили, что слава «Ильхома» непреходяща».
О спектакле «Собачье Сердце» тепло отозвался доктор искусствоведения, заслуженный работник культуры России Тигран Мкртычев: «Авторы постановки сумели сконцентрировать основные мысли произведения Булгакова – творец должен отвечать за свои деяния; из негодного материала (из собаки – здесь нет никаких негативных коннотаций) невозможно сделать человека. Постановка ушла от политического сарказма по поводу Советской власти и вместо этого вышла на более глобальные обобщения по теме отношений человека и власти. Спектакль содержит прекрасную хореографию и очень запоминающуюся музыку».
«Шок! Культурный! Минимум декораций и костюмов, но какая потрясающая подача. Рок, рэп, оперные арии, много пластики, драмы и даже эксцентрики. Восхищена музыкальным оформлением спектакля, браво! Так органично живая музыка подчеркивает каждое движение!», — пишет про спектакль «Собачье Сердце» блогер Maytraya.
Московские зрители, попавшие на гастроли «Ильхома» в ЦДР тепло приветствовали театр в своих отзывах в Instagram:
— «Ильхом» как всегда, в своем стиле, вызывает восторг и оставляет глубокое впечатление. (@necatherine).
— Очень сильный спектакль для подготовленного зрителя. (@_millanholia_).
— Шарикова было жалко почти до слёз… Браво, Браво! (@nadezhda2003).
— Современный театр, каким он должен быть, но никогда не будет (@izmay1ov).
Москва полюбила «Ильхом», но свидание было слишком коротким. Зрители сокрушались в комментариях: «Рыдаю, так хотела на «Собачье Сердце», но билетов уже нет» (@_brocca_).
В этом смысле у ташкентских зрителей есть преимущество перед москвичами: родной театр рядом, и билеты всегда можно найти в кассе. Новый сезон театра Марка Вайля «Ильхом» открывается 13 сентября.
Автор: Никита Макаренко, 13 сентября 2019
https://www.afisha.uz/theatres/2019/09/13/ilkhom-moscow?fbclid=IwAR0R5PT8slYqyOqqMJQN3kd0sRDFQRafpcNvH1CMIkYyuxf4Tb8cCTcrYG8