Самовыражение на выпуск: «Кабаре X studio»
В День рождения основателя театра «Ильхом» Марка Вайля состоялся торжественный выпуск молодых актеров очередной, десятой школы-студии. Своеобразный класс-концерт «Кабаре X studio» с лихвой окупил все ожидания студийцев и их педагогов, и поклонников.
После трагической гибели режиссера в сентябре 2007 года актеры театра отмечают его День рождения своеобразным сценическим подарком — и зрителю, и, конечно же, самому Вайлю. Каждый раз это происходит по-разному. В этом году коллектив отметил эту дату искрометным капустником молодых актеров уже десятого выпуска школы-студии театра.
«Кабаре X студия» — постановка из ряда тех, где зрителю сложно задаваться сентенцией «понравилось» или «не понравилось». Пришедшему на такой спектакль делать этого вовсе и не нужно. Здесь нет необходимости выискивать зерно роли, все эти психологические петельки-крючочки и тп. Выпускные «молодежки» — это по-хорошему бессмысленные спектакли, напоминающие атмосферу бесчисленных студийных кружков советских времен. Здесь будут любить, гулять и веселиться, и немного погрустят — чтобы затем стряхнуть неожиданную слезу и вновь зарядиться бесконечным оптимизмом.
Обаяние молодых актеров студии, их живые реакции, даже умение некоторых из одной реплики, из двух слепить характер, обозначить историю – все это держит внимание, не превращая придуманное всем коллективом «Кабаре» в пресное действие.
Список прозаических и музыкальных произведений, разворачиваемых на фоне нехитрой сценографии, по обыкновению стилистически разнороден. От «Бойцовского клуба» Паланика, «Империи ангелов» Вербера до современной российской прозы и собственных поэтических опусов студийцев. Музыкальный ряд, собранный из танцевальной и рок-классики, марша немецких коммунистов и греческих народных песнопений – шутливое звуковое оформительство.
«Кабаре» – нечто принципиально не цельное и к цельности не стремящееся. Игра в таком спектакле для каждого из актеров напоминает не столько даже музыкальный или артистический, сколько акробатический этюд. Когда палишь из всего приобретенного за время учебы арсенала мастерства. Как в компании друзей, где при удобной случае — комикуешь, а где-то впадаешь в трагизм. Смысловой задачи совсем нет, но разве нужна она в компании.
Жонглирование шариками одним из студийцев в данном случае — это не принижение театральной сцены, а всего лишь малая толика иронии пребывания на ней. Своеобразное прощание с иллюзией легкости театрального бытия, в действительности мало отличимого от рутинной бытовой повседневности. Но это потом. Когда на ум уже приходит чеховская фраза: «Только то прекрасно, что серьезно». И понимаешь, что вновь сделанное «Ильхомом» – смешно по серьезному. И точно – хорошо.
Дмитрий Поваров, 29 января 2019