Роман с «Ильхомом» и зеркальный пазл: тур казахстанского драматурга — Узбекистан
1 ноября 2021
© Sputnik / Стрингер
Казахстанский драматург Ольга Малышева уехала в тур по трем странам Центральной Азии со своей пьесой «Дилфизо и Донада» и рассказывает о своем путешествии читателям Sputnik. В предыдущей части был рассказ о Таджикистане, сейчас мы с автором перемещаемся в Узбекистан
Если зайти совсем издалека, то без Ташкента этого моего проекта поездки по региону не случилось бы. Мой интерес к Центральной Азии вырос и закрепился два года назад на лаборатории для режиссеров и арт-менеджеров, которая проходила в ташкентском театре «Ильхом».
Это был сентябрь 2019-го года. Нас в этой лаборатории было двадцать пять человек – из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана – те, кто в своих странах занимается театром, музыкой, кино или ивентами. За две с небольшом недели работы с кураторами мы не только создали несколько событий в самом «Ильхоме», но и так проросли друг в друга, что не переставали общаться и не перестаем до сих пор, и успели даже в карантин сделать несколько совместных проектов дистанционно.
© Sputnik / Стрингер Казахстанский драматург Ольга Малышева уехала в тур по трем странам Центральной Азии
Так вот, во всех странах моего драматургического тура партнерами стали выпускники той самой 11-й лаборатории молодых режиссеров и арт-менеджеров: группа «Нигохи Нав» в Душанбе, Театри Конибодом в Канибадаме, театр «Место Д» в Бишкеке, а в Ташкенте – сам театр «Ильхом».
Рассказать восточным женщинам о них же: тур драматурга — Таджикистан
Мой роман с «Ильхомом» начался почти десять лет назад, когда я попала туда как зрительница и увидела спектакль «Подражание Корану» Марка Вайля. К тому моменту Вайля не было в живых уже пять лет, а спектакль восстановили как дань памяти мастеру. Спектакль на меня произвел настолько мощное впечатление своей невообразимой честностью и смелостью, что я поняла: этот театр я буду любить всю жизнь.
И вернуться в очередной раз в «Ильхом», уже с историей многолетней дружбы, но с собственным проектом – это было огромной честью и гордостью.
Собрать по фрагментам
Для «Ильхома» я предложили показать пьесу «Дилфизо и Донада» в формате пазла. Во-первых, читки театр и так регулярно проводит (в отличие, например, от моих партнеров в Душанбе и Канибадаме – для них это был первый такой опыт). Во-вторых, у «Ильхома» огромные возможности работы как с локацией театра, так и с командой, которые очень хотелось использовать.
Что такое пазл «Дилфизо и Донада»? Этот формат мы придумали в Алматы с директором пространства «Трансформа» Анной Суворовой и показали в августе на территории арт-резиденции ALA. Для этого проекта я поделила текст своей пьесы на семь частей и буквально раскидала их по пространству, чтобы зрители собирали их сами.
© Sputnik / Стрингер Казахстанский драматург Ольга Малышева уехала в тур по трем странам Центральной Азии
Диалоги из пьесы работали актеры, монологи можно было послушать в наушниках в формате аудио, ремарки – были расклеены по стенам в виде табличек. Получилась такая театральная бродилка, частью которой стали и работы художников.
В театре «Ильхом» пазл «Дилфизо и Донада» мы создавали в фойе. А оно здесь огромное и включает в себя и бар, и кинотеатр, и галерею, и магазин. И все это стало пространством для показа. Повезло и с тем, что за неделю до показа в театре открылась выставка художницы Мохиры Мулляджановой «Любимый город», которая тоже стала частью действия.
Худрук театра Борис Гафуров собрал для «Дилфизо и Донады» восемь молодых артистов «Ильхома», каждого из которых я знала по спектаклям: Дилфизо сыграли Юлия Плакида и Клавдия Безматерных, Донаду – Наталья Ли и Галина Борисова, Кимата – Рустам Мамедов и Рустам Мусакулов, Кеннета – Умид Рахаталиев и Рафаэль Бабаджанов.
По задумке пазла, каждая пара персонажей (Дилфизо и Донада, Кимат и Кеннет) играет короткий пятиминутный диалог, но повторяет его в течение всего показа. В Ташкенте хронометраж «Дилфизо и Донады» закрепили на семидесяти минутах, так что повторений было не меньше двенадцати. Это нужно для того, чтобы зритель свободно перемещался по пространству в собственном темпе и самостоятельно выбранным маршрутом, мог увидеть все фрагменты пьесы и, если нужно, пересмотреть некоторые несколько раз.
Помимо диалогов, у каждого персонажа было и собственное отдельное действие. В одной из сцен, например, Дилфизо и Донада переливали чай – бесконечно повторяли кайтар. И угощали чаем публику. Кимат и Кеннет играли в нарды. Донада и Дилфизо развешивали белье. Кеннет и Кимат примеряли одежду.
© Sputnik / Стрингер Казахстанский драматург Ольга Малышева уехала в тур по трем странам Центральной Азии
В фойе «Ильхома» очень много зеркал: это добавило визуальности к тому, что персонажи в пьесе, центральноазиатские и североевропейские, как бы «отзеркаливают» друг друга. Плюс немного театрального света – и получилось волшебство.
Почему не нужно объяснять
Театр «Ильхом» — это большие профессионалы, и создавать проекты с такой командой – чистое удовольствие. Больше того, зритель здесь прокачанный, наученный и воспитанный разнообразными экспериментами, поэтому и обсуждение после показа тоже получилось максимально продуктивным.
Городская ташкентская публика, возможно, и не настолько лично близка к проблемам миграции и восприятия традиций, как зритель, например, в Канибадаме, но зато никого не пугает слово «феминизм».
Одна из зрительниц рассмотрела в тексте пьесы протест против токсичной маскулинности. Другая увидела историю реинкарнации. И тут я даже пожалела, что первой просьбой, адресованной мне на обсуждении было – рассказать об идее. Потому что после, когда я слушала тех, кто прошел пазл, мне стопроцентно казалось, что зрительская интерпретация идей из текста интереснее, чем моя собственная.
Та часть пазла, которая была записана на аудио и которую зрители слушали в наушниках, реализована через Телеграм-бот, а в боте есть еще и возможность оставлять отзывы. И эти отзывы я получаю до сих пор, хотя с показа прошло уже несколько дней.
«Как неожиданно работает история зацикленности текста. С каждым повтором он набирает щемящую простоту и вдруг открывающуюся глубину»
«Пазл сложился. Сложился с полным погружением, и это было и горько, и сладко, вкусно как шоколад. Вкусно, как горячий крепкий черный чай с сахаром в пластиковом стаканчике»
«Тема насилия над женщиной и общественное давление действительно актуальные проблемы нашего мира»
Мой внутренний пазл тоже сложился. Больше того: с каждым новым показом «Дилфизо и Донады» все больше убеждаюсь, что однажды приняла для себя верное решение – создавать театральный продукт не через насилие и стресс, а через гармонию и любовь. Пусть это будет моим личным манифестом.
Еще не конец
На момент написания этой колонки я уже в Кыргызстане – в последней точке моего драма-тура. И до показа «Дилфизо и Донада» в Бишкеке остается всего несколько часов. Здесь снова будет новый формат, новые трактовки и новые впечатления. Это почти финал поездки, но не финал истории.
Мне нравится думать, что из каждого города уезжаю я, а Дилфизо и Донада остаются. Буду приезжать навещать их.