РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ: ИНКЛЮЗИВНЫЙ ПРОЕКТ – БЕЗБАРЬЕРНЫЙ ТЕАТР
В конце июля Ташкент посетила региональный директор ЮНИСЕФ по Европе и Центральной Азии Афшан Хан. Она провела ряд встреч, посвященных защите прав наиболее уязвимых в обществе детей. Также госпожа Хан побывала в театре «Ильхом», где пообщалась с начинающими молодыми артистами с инвалидностью и профессиональными актерами – все они участники инклюзивного проекта.
В «Ильхоме» полгода работает школа-лаборатория для людей с особенностями развития. Это инклюзивный театр – площадка, где собираются и творят вместе с артистами ребята с ограниченными возможностями. Постоянный состав команды – чуть больше двадцати человек.
Как рассказал художественный руководитель театра Борис ГАФУРОВ, идея создания творческой лаборатории витала давно. Раз в неделю группа занимается различными упражнениями, экспериментирует. В ноябре будет финальный этап – артисты планируют создать полноценный театральный инклюзивный проект, который покажут на сцене «Ильхома».
– Надеюсь, что постановка займет свое место в нашем репертуаре, – говорит Борис Гафуров. – Это не разовый проект, мы хотим, чтобы спектакль шел постоянно.
По словам худрука, задача инклюзивной школы – учиться вместе. Актеры «Ильхома» и ребята с инвалидностью приобретают для себя что-то новое, интересное, полезное.
15-летняя Вика КУРБАНОВА нам рассказала, что сюда ее пригласила знакомая. С первых дней Вике в театре очень понравилось.
– Я уже занимаюсь полгода, – делится девочка. – Здесь я практически научилась не стесняться, тут классно, не бывает скучно, время пролетает быстро. У нас интересные задания. Например, мы выходили по одному и показывали, без слов, что для нас значит театр. Или я называла место, а все остальные представляли, что находятся в этом месте.
Вика любит петь, хорошо учится. С будущей профессией еще не определилась, но мечтает стать врачом. Юная артистка признается, что иногда может быть боевой, а иногда у нее опускаются руки, но потом она взбадривается и двигается дальше к своей цели.
– Я желаю всем быть такими, какими хотите сами, – добавляет девочка. – Не нужно стараться стать лучше для кого-то – этому я научилась в театре.
Лариса Владимировна ХВАН, мама Юры – тоже участника инклюзивной группы, считает, что театральный проект помогает ребятам в творческом самовыражении.
– Сыну нравится общаться с ребятами, актерами. Он еще не был на спектаклях, но мы обязательно сходим, – говорит Лариса Владимировна. – Юра благодаря занятиям стал более общительным. Сын перестал бояться, чувствует себя уверенней. Я повторяю своим детям, у меня их трое, что нам нельзя унывать. Да, моему второму сыну часто во дворе и школе дети кидали, что у тебя брат больной. Он расстраивался, а я ему объясняла, что мы не выбирали такую жизнь, нам надо держаться.
Мама Ходжиакбара сказала, что об этом проекте ей рассказали в реабилитационном центре.
– Для нас такая творческая лаборатория – новшество, – делится женщина. – В Ташкенте для детей с особенностями развития очень мало проектов. Спасибо артистам, которые здесь работают, они нас приняли очень тепло. Мой сын в «Ильхоме» расцвел, был скованным, а здесь раскрепостился.
Джамиля Мухамедовна, мама 23-летней Нели, тоже рада, что дочь занимается в театре, в который пришла с удовольствием. Здесь девушка раскрывается.
– Неля работает в школе, ей там нравится, директор, коллектив хорошо дочку приняли, – говорит Джамиля Мухамедовна. – В стране сейчас происходят перемены, я надеюсь, что в отношении к людям с инвалидностью тоже будут положительные изменения.
Насиба ДЖУМАБАЕВА поделилась с нами своей проблемой, из-за которой девушка с инвалидностью не смогла поступить в вуз.
– У меня возникли трудности с закрашиванием кружков на листе ответов, – пожаловалась Насиба. – Я поступала на факультет английской филологии Национального университета Узбекистана и не смогла закрасить кружки, поэтому, к сожалению, не поступила, хотя ответила почти на все вопросы. В этом году мы обратились в Кабмин с просьбой, чтобы они пересмотрели условия поступления для людей с инвалидностью. В этом году будем надеяться, что мне дадут человека, который поможет закрасить кружки.
Ульяна ПЕРЕПЛЁТЧИКОВА, мама 15-летней Полины, рассказала, что в проект сначала сама пришла работать психологом.
– Мне посчастливилось пропустить все это волшебство через себя, – говорит Ульяна. – Поскольку у меня ребенок с особыми потребностями, то я попросила руководителей проекта принять Полину в группу. Сначала, несмотря на то, что моя девочка – человек довольно коммуникабельный, она всего боялась, не понимала, зачем это нужно, и стеснялась. Но затем влилась в коллектив, подружилась с ребятами, стала вместе со всеми принимать активное участие на занятиях. Я увидела своего ребенка с новой и неожиданной для меня стороны. Полина очень глубокая и умная девочка, умеет быть креативной, импровизировать. Благодаря инклюзивному театру она стала более открытой и даже, я бы сказала, более деловой, в хорошем смысле этого слова. Я считаю, что проект помогает нашим детям обрести свое место под солнцем, почувствовать себя нужной и активной частью общества. Кроме того, это очень полезный опыт личностного и духовного роста для всех людей, не имеющих особых потребностей.
Художественный руководитель «Ильхома» тоже считает, что проект много дает и профессиональным артистам театра.
– Как актер я вместе с ребятами делаю все упражнения, – продолжает Борис Гафуров. – Я уже 27 лет на сцене, но благодаря этим ребятам и совместному творчеству с ними я приобретаю что-то новое. Когда проект начинался, никто не распределял роли – артисты театра сами решили, принимать участие в инклюзивной школе или нет.
– Мы все находимся в понятном для нас мире, занимаемся понятным делом, с очень понятными людьми, – добавляет худрук. – А здесь ты попадаешь немного в другую реальность, на новую планету, которую мы вместе создаем. Ты понимаешь, что можно общаться не так, как привык. Благодаря ребятам ты выходишь из скорлупы своей привычной жизни, уходишь от неких штампов.
Актриса театра Наталья ЛИ отметила, что когда работаешь с такими ребятами, то осознаешь, что возможности ограничены у тебя.
– В финальном спектакле мы вместе выйдем на сцену, – говорит Наталья. – Мы все, и профессионалы и непрофессионалы, боимся, переживаем. Ребята с особенностями развития крепкие, а во время нашего проекта становятся крепче внутренне. Я не разделяю людей на здоровых и нездоровых – мы здесь общаемся на равных.
Региональный директор ЮНИСЕФ по Европе и Центральной Азии Афшан ХАН после встречи в театре «Ильхом» дала нам небольшой комментарий: «Для меня это было очень эмоционально. Мы увидели, что можно объединиться с людьми, у которых разные формы инвалидности, и творить, выйдя за пределы своего тела. Мы все должны выйти за пределы стереотипов и общаться по-другому. Ребята, их творчество меня вдохновляют. Мы можем поучиться на их примере – я тоже хотела бы посещать такие актерские занятия. Убеждена, что у всех людей, независимо от состояния здоровья, есть способности – нужно создать среду, где люди с инвалидностью могут блеснуть своими талантами».
Надежда НАМ