Боль и мучения бесправных женщин – премьера в «Ильхоме»
На днях в театре «Ильхом» прошла премьера спектакля «Подпольные девочки». Журналист Plov.Press побывала на показе и рассказывает, чем он привлек зрителей и почему тема женских прав и свобод вызвала сильнейший общественный резонанс.
Спектакль стал знаковым. По словам представителей театра, проект «Underground Girls» («Подпольные девочки», режиссер Якуб Скрживанек) основан на книге Дженни Нордберг «Подпольные девочки Кабула: в поисках скрытого сопротивления в Афганистане» и интервью с афганскими беженками и с людьми, все еще живущими в Афганистане после августа 2021 года. Спектакль о бесправии женщин, которые не могут быть равными с мужчинами, о противостоянии женщин патриархально-радикальным условиям жизни, в которой женщины не имеют голоса ни в семье, ни в обществе, и не могут рассчитывать на защиту государства. Как существуют угнетенные женщины Востока, как страшен и ужасен такой мир с рождения девочки и до ее ранней смерти – «Ильхом» об этом показывает и рассказывает без прикрас, без купюр, натуралистично, жестко и жестоко.
Премьере предшествовал скандал. За день ее отложили из-за официального письма от Союза театральных деятелей Республики Узбекистан. В сообщении, распространенном театром, выражалась обеспокоенность по поводу некоторых тем, затрагиваемых в спектакле. В связи с этим проект был «не рекомендован к общественному показу».
«От Союза театральных деятелей Республики Узбекистан в Министерство внутренних дел, Главное управление Национальной гвардии г. Ташкента. В этом спектакле в основном затрагиваются такие вопросы, как судьба людей, живущих в соседнем Афганистане, разрушительные последствия женского заключения, основные права человека: быть независимым, получать знания и определять свою судьбу, пытаться бороться за свободу. Исходя из этого показ широкой общественности социальной, религиозной и политической ситуации в Афганистане на основе западного мировоззрения, осуждающего национальные и религиозные ценности и традиции, может подорвать (негативно повлиять) на мирное и стабильное существование узбекско-афганских народов и двусторонние государственные отношения», — говорилось в письме СТД.
После обнародования этого письма, общественность: журналисты, блогеры, пользователи соцсетей возмутились, назвав письмо «доносом». Министерство юстиции Узбекистана незамедлительно отреагировало и в официальном заявлении сообщило: «Вмешательство общественной некоммерческой организации «Союз театральных деятелей» в деятельность органов внутренних дел и Национальной Гвардии, связанных с выдачей разрешения на проведение публичного мероприятия, считается отклонением от уставной деятельности и нарушением требований законодательства. Письмо № 01-02-71 от 7 сентября 2022 года от Союза театральных деятелей юридической силы не имеет».
Премьера состоялась, а благодаря этому скандалу к постановке было приковано большое внимание.
Продюсер проекта и директор театра Ирина Бхарат на пресс-конференции перед премьерой сказала, что руководство театра «Ильхом» никогда не стремилось эпатировать публику ради эпатажа и провоцировать какие-то нездоровые дискуссии. Театр всегда стремился говорить о том, что волнует наше общество здесь и сейчас. И конечно же, было обидно, как можно было осудить спектакль до его премьеры.
В спектакле нелегкая жизнь женщин Афганистана (хотя эта страна со сцены напрямую не называется) проецируется на жизнь женщин Узбекистана. Конечно, Узбекистан с Афганистаном не сравним – в нашей стране есть свои гендерные проблемы, основная из которых – насилие над женщинами, в том числе и семейное, но у нас женщины равноправные члены общества. Хотя общего в отношении к женщинам во всем Центральноазиатском регионе немало.
С показа одной из общевосточных проблем начинается постановка – мусульманской женщине архиважно родить сына. Эта установка навязчиво вдалбливается в головы девочек. На сцене появляются три беременные героини (с надувными животами), молодым женщинам «экспертка в вопросах зачатия» дает нелепые советы, как родить мальчика. Героини издают громкие стоны, на их лицах мучение. Идиотские советы по мальчикорождению, серьезность «экспертки», физически тяжелые беременности демонстрируют, насколько ущербна и комична зацикленность на этом вопросе.
Когда у героинь рождаются девочки, то матери сильно расстроены и отказываются принимать этот факт, трагично такое отношение самих женщин к своим дочерям. В постановке рассказывается, почему девочки нежелательны.
Лирическое отступление в виде отсылки к любви Роуз и Джека из «Титаника», в которую играют девочка и мальчик, его играет тоже девочка, это то светлое из западного образа жизни, что совершенно недоступно восточным девочкам. Матери объясняют дочкам, что их выдадут замуж за состоятельного нелюбимого мужчину, которого выберет отец, ни о какой свободе воли, свободе чувств речи быть не может.
Вот девочки вырастают и становятся невестами. Каждая начинает рассказывать, чем именно она хороша для замужества – тем, что умеет молчать, выполнять все прихоти мужа и свекрови, рожать сыновей, а если нет, то не против других жен для своего мужа. Сарказм первой части постановки переходит в трагифарс.
На протяжении спектакля несколько раз появляется фоновая заставка со звуками семейной ругани и побоев, муж орет, жена плачет. Лейтмотивом идет проблема насилия над женщинами в обществе, где с женщинами не считаются.
Во второй части спектакля фокус повествования сдвигается на ограничение прав афганских женщин с приходом к власти талибов (ни Афганистан, ни талибы прямо не указываются, но зрителям все понятно из рассказов женщин о захвате власти и военных событиях в городе). В Афганистане женщины в общественные места обязаны выходить в бурке, путешествовать без мужа или мужчины-родственника нельзя, к докторам-мужчинам обращаться за медицинской помощью тоже запрещено, а девочкам-подросткам не доступно школьное образование. Героини открыто говорят о дискриминации, насилии, боли, страхах, ужасах нового мира, в котором они оказались. Девушки разрывают свои дипломы, сертификаты об обучении, грамоты, водительские права – им эти документы уже не нужны. Рожать детей и заниматься ведением домашнего хозяйства – вот удел афганских женщин.
Под занавес спектакля восточная девушка в бурке пытается прорваться через ограждение к западной, просит, чтобы та ее пустила в свой мир, но девушка с другой стороны не пускает, опасается, сомневается. Афганская девушка рассказывает о своем бесправии и лишениях, говорит надрывно, умоляет, кричит, плачет. Обреченность, отчаяние, кошмар. И помочь таким женщинам, к сожалению, не получается.
В финале подпольные девочки рассказывают о своих обычных, человеческих мечтах о любви, путешествиях, свободе, но им это недоступно.
На спектакль были разные отзывы. Кому-то он показался очень беспросветным, мучительным, другие увидели, насколько проблемы, поднятые в постановке, насущны и остроактуальны для наших реалий. Но все сошлись во мнении, что женское равноправие и свободы нигде и никогда не должны ущемляться.
Надежда Глебова