«Аз есмь тварь», симфония, или Все мы одинаковые!
Начало театрального сезона в театре Марка Вайля«Ильхом» – это событие, которого ждёшь всё лето. Всю чиллю. Все долгие знойные месяцы: июль и август.
И вот, с первым дуновением осени, у тебя появляется возможность лицезреть любимых актеров, похорошевших за каникулы, и радоваться очередной премьере.
43-й сезон решил начаться громко и триумфально.
Театр завёл со зрителем диалог о том, что же там, после смерти. Есть ли она вообще, эта смерть? В чём смысл жизни? Как опять не повторять ошибок? И так далее, и тому подобное.
Замах получился грандиозный. И, что самое главное, удалось держать планку на точно таком же уровне.
Основой всему послужила пьеса Виктора Понизова «Аз есмь тварь». Пьесу читала до половины, признаюсь честно (это одна из основных линий спектакля — будь честен с собой и с другими). И правильно сделала, что только до половины. Самое интересное началось именно в нечитанной части.
О чем я? Ах, да. О замахе. Пьеса Понизова. Режиссером, точнее, режиссерами данного спектакля выступали Борис Гафуров, Глеб Голендер, Анвар Абдуллаев, Артем Ким. Они создали некое детище. Прообраз Человека и всех его отрицательных качеств. Качества были выставлены максимально неприглядно. Но даже от этого тебе не хотелось ежиться на стуле от неприглядности всего увиденного, а наоборот, хотелось залезть внутрь себя, куда-нибудь поглубже, и покопаться в своих «прелестях».
Артем Ким – идейный организатор проекта «Лаборатория Артема Кима»,
в рамках которого свершился спектакль, в первую очередь музыкант и руководитель ансамбля «Омнибус». Именно поэтому спектакль получился музыкальным действом с оперными ариями. Не обошлось и без цирковых элементов, лекока, а главное – Музыки, Музыки и ещё раз Музыки. На этот раз вся ответственность лежала на плечах у духовых: тут и туба, и бас-кларнет, и тромбон, и гобой, и флейта. Оттого и ощущения складывались соответствующие.
Главный герой умирает и попадает на … Нет, нет… до небес ему ещё далеко. В чистилище. И духовой оркестр – это, пожалуй, единственный музыкальный коллектив, который там можно представить.
Во время исповеди главного героя показывались истории, которые, вроде бы, совершают все дети: ну, оборвал крылья бабочкам и скормил последних муравьям живьем. Ну, прижигал гусениц увеличительным стеклом. Ну, подумаешь, обозвал девочку матерным словом. Да кто из нас так не делал? И не делает? Мы-то все до одного, неважно, к какой конфессии принадлежим или не принадлежим, надеемся, что таааам такие мелочи заметны не будут. Таааам Всеведущий и Всепрощающий про это забудет и уж точно не упрекнет. На то он и Великий!
Ан нет! Там помнят всё и даже зачитывают по списку.
На сцене происходило многое. Я лучше расскажу, чего там не происходило: не было чистых стен, полов, воды, и ещё — не было слёз. В чистилище слёзы не переносят. И потому там плакать категорически воспрещается.
Зато было: плавание в подвешенном состоянии на цепях в прозрачном бассейне, пытки током, распиливание человека надвое, расчленение трупа и многое другое!
Не побоюсь громкого заявления, на это лучше смотреть, нежели читать показания очевидцев.
И! Главное достояние этого спектакля. В театр вернулся Глеб Голендер, некогда покинувший его стены и пределы нашей страны.
Глеб – человек, с талантом которого мне удалось соприкоснуться, прикоснуться, коснуться так, как это позволили органы моего восприятия. Он пел, танцевал, выл, кричал, хохотал, плакал. Глеб – актёр с большой буквы, и его возвращение в театр, как минимум, принесет с собой холодный ветер Севера, ураганы Америки и тропические ливни Юго-Восточной Азии.
Борис Гафуров. Глубоко уважаемый мною Борис Гафуров, он же заведующий всем чистилищем, это воплощение силы, неприступности, цельности, мужества и идеальности. Меняется на глазах у зрителя и превращается точно в такого же человека, как подсудимый Глеб, и задается всё теми же вопросами: а не тварь ли я и не тварью ли прожил свою жизнь.
Если вам хочется воздуха, бегом на премьеру! Его здесь много. Но! Есть предупреждение, из зала главное выходить целым. Я не говорю о цельности. Понимание этого должно прийти чуть позже.
«Аз есмь тварь!» – больше утверждение, нежели вопрос, и «Как жить дальше?» – больше вопрос, нежели утверждение – два главных пункта, вынесенных мною после просмотра.
Я пошла думать дальше. А вам – не хворать! Ни душой, ни телом!
Наталья Белоедова
Фото: Анатолий Ким