Театральные формы: печальные мечты одного аутсайдера
Von Andreas Berger. Braunschweiger Zeitung. 22.06.07 (перевод с немецкого Олеси Зуб)
Такой театр как «Ильхом» из Ташкента поддерживает ещё тот тип экономного, наивно и поэтически рассказывающего театра, над которым авангардисты в Германии только и подсмеиваются.
Марк Вайль поставил по сочинениям казнённого в 1938 году Сталиным Абдуллы Кодири из Узбекистана пьесу о любви молодых и о законе патриархов: «Белый белый чёрный аист» рассказывает о Махзуме, который хотел бы лучше проводить время с аистами, чем соответствовать ожиданиям земной жизни. Но даже и здесь он опять тот, который не может приспособиться к нормам этой группы: он отождествляет себя с чёрным аистом в конце белой стаи.
Ещё он восхищается Мухаммадкаримом. Детская любовь. И всё-таки речь идёт о медресе, а гомосексуализм в исламе осуждается. Принудительная женитьба вызывает в Махзуме внутренний конфликт. Когда он злится из-за чадры в супружеских покоях, остаётся неясным, действительно ли он бил свою жену. Ему выдвигают обвинение.
Но также и у его жены есть своя тёмная тайна. Что было с торговцем платками? Прежде чем Махзум и она могут бежать из этого мира мнимых святостей, приходит Мухаммадкарим и требует деньги. Мир грёз Махзума окончательно разбивается.
Саид Худайбергенов через всё это трагическое действие проходит с мечтательным взглядом, который позже уступает бесконечной скорби. К таким фантастическим играм относится сегодня в театре также смелость.