Ташкентское «вдохновение»

Основанный тридцать лет назад режиссером Марком Вайлем «Ильхом» стал одним из первых в Советском Союзе профессиональным негосударственным театром. Он с самого начала своей жизни стал не просто театром, но и неформальным культурным центром ташкентской интеллигенции. «Ильхом» (само слово почерпнуто из Корана и означает «вдохновение») ставил пьесы, которые не принимались к постановке в официальных гостеатрах. В подвал Дворца молодежи, где до сих пор работает «Ильхом», стекались студенты и научные работники, иностранцы и приезжие из столицы. В общем, театр, игравший и играющий на русском языке, стал воплощением не одного только диссидентского свободолюбия, но и космополитического духа самого Ташкента, в котором перемешивались различные языки и культуры. Стены театрального фойе буквально испещрены автографами гостей «Ильхома», посетивших театр за минувшие десятилетия, – по ним можно изучать географию и историю театра не только Советского Союза.
В сущности, подобные гнезда скрытой оппозиционности, свитые не только в Ташкенте, а во многих больших городах бывшего Союза, были обречены на вымирание – вместе со страной, их породившей. Однако театр «Ильхом» выжил. Прежде всего потому, что был не только оплотом инакомыслия, но и чисто театральным феноменом. Марк Вайль время от времени предлагал своим актерам менять игровые модели, увлекаться самыми разными играми. Было время, когда в «Ильхоме» занимались почти чистой клоунадой. Потом (равно как и до) – почти политическим театром. Потом – поэтическим. Потом – итальянской комедией дель арте. Потом находились какие-то другие добровольные превращения эстетики. Театр стал не только местом для представлений, но и своеобразной театральной школой – для зрителей и актеров.
Постепенно «Ильхом» вырвался и на международные просторы. Вот и на афише нынешних гастролей написано «Ташкент–Москва–Вена–Лондон»: сразу после гастролей в столице театр Марка Вайля едет в столицу австрийскую, где со своим театральным проектом примет участие в программе мероприятий, посвященных юбилею Моцарта. Затем – гастроли в престижном лондонском Барбикан-центре. Марк Вайль сокрушается, что если в прежние годы путь к международному признанию пролегал через Москву, то теперь он идет напрямик – из Ташкента в большой мир. Многие соседи, как мы хорошо знаем, этому факту не нарадуются, а вот в «Ильхоме» по-прежнему считают, что главный их зритель (кроме, разумеется, ташкентского) – в Москве.
На этот раз театр привез в Москву три спектакля. «Бесплодные усилия любви» Шекспира – изобретательная комедия с острой интригой, переодеваниями и шутками, свойственными театру. Театр буквально бросает публику в водоворот неостановимой, нескончаемой и лукавой игры всех со всеми. На фоне шекспировских героев персонажи водевилей Чехова (спектакль «Лаборатория доктора Чехова») – образцы внятности и «приличного поведения». Казалось бы, короткие чеховские комедии нашими театрами заиграны-переиграны, но и тут «Ильхом» находит возможность удивить эксцентрикой и нежданными проявлениями водевильных характеров. Наконец, будет показан спектакль «Белый белый черный аист» по произведениям классика узбекской литературы А. Кадыри, он посвящен вечной теме противоречия между свободой личности и жесткими канонами поведения в патриархальном обществе.

Роман Должанский. Weekend. Коммерсантъ, 14.04.2006