Спектакль за гранью табу, или есть ли у нас право быть с теми, кого мы любим
Сегодня, когда бурно развивается совершенно новый вид режиссуры, основанной на стопроцентном успехе спектакля-зрелища, постановки в популярном молодежном театре «Ильхом» шагают по собственному пути, завоевывая зрительный зал актерским и режиссерским мастерством, подкрепленным интеллектуальными способностями. Как признаются истинные театралы, за последние десять лет театральная публика основательно поглупела, потому что невольно стала воспитанной спектаклями, щедро украшенными инфантильными мотивами или развлекательными, не заслуживающими никакого эстетического внимания сюжетами. И «большие дети», заполняющие зрительный зал, радостно воспринимают такие спектакли, никого не трогающие и не задевающие.
Основной персонаж современного театра, режиссер Марк Вайль, естественные принципы которого – новое время и новая драматургия, поставил в «Ильхоме» «романтически-тревожный» спектакль по мотивам великого узбекского писателя Абдуллы Кадыри «Белый белый черный аист», как говорится, на грани фола. Посмертно награжденный орденом «Мустакиллик» Абдулла Кадыри внес особо весомый вклад в укрепление духовного богатства Узбекистана. Еще в 1994 году президент Ислам Каримов определил его заслуги в развитии духовности и в просветительстве узбекского народа как «безмерные». Хочется добавить, что, наверное, нет такой семьи в нашей стране, где не было бы книги Кадыри. Он – певец свободы, один из любимых писателей не только узбеков, но и всех народов Центральной Азии.
История зарождения спектакля «Белый белый черный аист» достаточно любопытна. В один из дождливых весенних дней, студент-дипломник театрального института Баходыр Камолов принес в театр недописанную историю «классика узбекской литературы» Кадыри, которая сразу ошеломила своим содержанием режиссера. Жизнь писателя оборвалась, но его дело было продолжено. В течение трех лет, используя рукописи дневников великого писателя, по сюжетной линии воссоздалась окончательная история. И теперь уже три года с успехом на сцене «Ильхома» проходит постановка его произведения. А один из самых одаренных и многообещающих драматургов Узбекистана Ёлкин Туйчиев стал автором инсценировки в сотрудничестве с режиссером театра Марком Вайлем.
В смешении русского и узбекского языков, с минимальным реквизитом спектакль восстанавливает атмосферу жизни Туркестана начала ХХ века, периода, богатого в социально-психологическом плане. По злому замыслу судьбы молодые герои оказались бессильны перед закоснелостью традиций и обществом в утверждении своего права быть непохожими на других, быть такими, какие они есть на самом деле. В спектакле лишь дается поэтический намек главного героя Махзума (Бернар Назармухамедов) на связь с юношей, в то время как автор А.Кадыри в своем произведении говорит об этом внятно. Друга Карима (Рустам Эсанов), в которого был влюблен Махзум, выгоняют из медресе. В это время родители главного героя, дабы избежать общественной огласки в махалле, насильственно женят своего сына на совсем незнакомой ему юной Мухичихры (Райхон Шахибитдинова), безумно влюбленной в другого молодого человека – бедного продавца материями (Фаррух Холджигитов). Именно близость двух юношей, а затем и «вынужденная» женитьба не по любви, стали коллизией скандала, который разворачивается в произведении. Сразу же после премьеры в 1998 году, столичная пресса назвала спектакль «остроактуальным», прежде всего, из-за того, что в нем затрагиваются непреходящие вопросы об ответственности родителей за судьбы детей, об унизительности калыма, который, оказывается, отвергается истинными законами шариата, о нелепости многих нарочитых традиций, о дефиците уважения к личности, как к уникальному общественному явлению.
– Постановка «Белый белый черный аист» ближе к жизни: тема родителей и детей, отсталого общества, права сексуального выбора, насильственной женитьбы, домашнего насилия в целом лежит в основе сюжета спектакля, – комментирует Марк Вайль. – Все темы слишком животрепещущие. Если мы серьезно размышляем о природе человека, надо, наконец, понять, что не сотворил нас Бог одинаковыми, а наделил нас разной природой, талантом, разным уровнем понимания и мироощущения. И надо принимать человека и его природу такой, какая она есть.
В этом спектакле зрителям предложен очищенный от штампов взгляд на творчество Абдуллы Кадыри, который был одним из представителей джадидов – узбекских просветителей. Существует очень много людей, которые спекулируют знанием истории «джадидов», совсем забыв о том, кто они такие на самом деле. Джадиды – «новые люди» боролись за образование, за права женщин, за свободу, но были неугодны ни своему, ни последующему после Октябрьского переворота, времени. Спектакль представляет собой зеркало, в котором отражена повседневная жизнь, несмотря на то, что уже прошли без малого сто лет с того времени, когда происходили все описанные автором события.
Касаясь темы гомосексуализма, затронутой в произведении Абдуллы Кадыри, выяснилось официальное отношение республики относительно этого аспекта. Доктор юридических наук Махмуд Абдухаликов, участвовавший в разработке нового Уголовного кодекса Республики Узбекистан, сообщил, что из всех республик бывшего Союза только в Туркменистане и Узбекистане в Уголовном кодексе сохранена статья о мужеложстве. Что характерно, это при полном игнорировании лесбиянства т.к. Уголовным кодексом Республики Узбекистан этот факт вообще не рассматривается. Вопрос о снятии несоответствующей международному праву статьи рассматривается в Министерстве юстиции Узбекистана, поскольку, согласно мировой статистике, однополые отношения предпочитают 10–15% населения планеты.
С горечью можно констатировать, что до сих пор сохраняется «динозаврский стандарт», при котором родители считают, что отдают свое дитя в «хорошие руки», когда, не спрашивая их мнения, насильно женят на респектабельных «пассиях». И это безоговорочный закон нашего общества, где испокон веков родители играли движущую роль в обустройстве своих детей. Для родителей счастье заключается в том, чтобы ребенок их был обеспечен. При этом им неважно, что думает по этому поводу сам ребенок. С другой стороны, ничего плохого нет в том, что родная мать пошла и посватала своего сына, по его же желанию. Но когда сын узнает, что это произошло без его ведома, ничем как насилием, подкрепленным отсутствием свободы выбора, это не назовешь. В данном случае традиции только прикрывают прессинг родителей, а процесс такого сватовства давно уже стал обычным явлением, упуская тот немаловажный факт, человек, по своей сути, хрупкое существо. И наверняка, девочка переживает шок от каждого прикосновения мужчины, которого она практически не знает.
Спектакль доказывает, что любой человек может испытывать потрясение от близости с нелюбимым. И если эта ситуация со стороны мужчины, что содержится в постановке, будет аналогичной, то очевиден ответ на вопрос, почему происходят самоубийства. Но, самое ужасное, что большинство к такому насильственному сватовству относятся как к нормальному явлению, не противясь этому, и не зная своих прав. В то же время привыкание девушки к нелюбимому телу ее мужа, которого она не любит, приводит не к смирению, а к тотальной фригидности. Она это воспринимает как службу, и секс для нее исчезает как часть естественной природы и наслаждения, как часть любви. Поэтому зачастую происходит так, что замужняя девушка беременеет от другого, любимого ей мужчины. И это наша действительность, этим у нас, как говорится, не занимаются. Об этой весьма серьезной стороне жизни не принято говорить.
Если женщина перешагивает через ту грань, которая ее удерживала в неблагополучной семье, и подает на развод, то она не чувствует себя полноценной и защищенной в социальном плане. В том случае, если она при этом родила подряд несколько детей, то она уже биологически атрофированное существо. И жизнь после развода становится опасной историей. Если во всем мире человек после расторжения брака не чувствует своей ущербности, то любой развод в узбекском обществе является трагедией.
В цивилизованных странах дети о своих правах узнают еще в школе. У нас же не обсуждаются такие темы, как девственность, право половой жизни без брака. И этим не ограничиваются те вопросы, которые для большинства просто отсутствуют. Наши школьники к моменту взросления психологически не готовы к нормальной половой жизни. В европейских школах объясняют, что у подростка могут проявляться какие-то влечения и что он может оказаться в половой близости. Его к этому не толкают, а тем более не пугают, ребенок должен просто-напросто к этому быть подготовленным. И не открытие «шлюза» приводит к истощению нервной системы и половой распущенности, а табуированность обсуждения этой темы в обществе.
Зачастую в странах третьего мира обыватель не задумывается, а есть ли право на то, что его насилуют, выдают замуж без проса, и вообще, есть ли у него хоть какие права. И может ли он быть с тем, кого он действительно любит вне зависимости от пола и социального положения. Такие проблемы надо обсуждать, сформулировать свежее живое мнение, а не просто принимать действительность за должное. Руководствуясь тем фактом, что мусульманская община и религия в центрально-азиатских странах играют одну из важных ролей в социальной жизни, молодежь почти не высказывает своего личного мнения о праве верить или не верить. Причем, такие глобальные вещи, как отношение молодежи к религии или к Корану, в частности, вообще не обсуждаются. А ведь в некоторых вопросах есть схожие мнения.
Марк Камтаринов. (Интернет-портал www.zamon.info)