Репортаж со спектакля «Гамлет и другие» в театре «Ильхом»

Репортаж из темного уютного зала театра «Ильхом» записала Муяссар Максудова

Исполнители – студенты V студии Школы драматического искусства театра «Ильхом».
Композиция и постановка – Марк Вайль
Сценография – Василий Юрьев
Художник по свету – Вячеслав Хомяков
Педагоги – Борис Гафуров, Марина Турпищева, Рустам Эсанов, Дильшод Исмаилов, Евгений Дмитриев, засл. арт. Узб. Ольга Володина.

Ассистенты – Алена Лустина, Бернар Назармухамедов, Антон Пахомов, Вячеслав Цзю.

1 акт.

В начале все ребята хаотично ходят по сцене, каждый говорит какие-то слова. У всех одинаковые майки, на лицевой стороне которых написано «5 студия», а на спине у каждого имена и фамилии персонажей, которых они олицетворяют.  В центр выходит герой, у которого на спине майки написано слово  «Гамлет», и говорит свой монолог. Совсем молодой состав, которым около 20. Бернар  Назармухамедов по сравнению с ними уже мэтр, хотя и ему нет еще 30.

Сценка 1. «Самоубийца» Н. Эрдмана

На сцене Бернар – Кай Леонидов стоит перед пустым подрамником в клетчатой рубашке и джинсах. На столе за спиной водка, два стаканчики, коробка конфет, лампа, ваза с вложенными в нее сухими цветами.  Стучится и входит Неля – Дарья Гришникова в мокром плаще и волосами из-под дождя. Разговор. Она пьет водку вместе с ним. Кай устраивает ей беспристрастный допрос.  Улыбчивая Неля рассказывает свою судьбу, когда за ней устраивали слежку родители. Дочь сорвалась, даже затем забеременела, но не судьба. Убежала от родителей. Все просилась остаться с Каем.

Сценка 2.

Семен Семенович Подсекальников (Александр Борисов) выходит вместе с трубой на сцену, за ним Серафима Ильинична, его теща (Наталья Смирнова). Уж больно хорошо она играет, подыгрывает Борисову. Очень занятная сценка игры на трубе по инструкции, когда надо на язык положить газетную бумажку, затем ее сдунуть и приложиться губами к трубе. И так несколько раз.  Семен Семенович изрекает: «Гаммы – это пуповина музыки». Или еще «сквозь трубу смотрел на свою жизнь».

Семен Семенович опечален тем, что не он зарабатывает на жизнь. Даже не может этого сделать благодаря своей трубе. Философствует, в промежутке бьет чашки и тарелки. От греха подальше теща убирает со стола графин с цветами, чтобы и они не последовали вслед за побитой посудой. И все он восклицает: «На Машины деньги проживешь или не проживешь?»  В конце жена Маша (Эмми Шумахер) говорит для успокоения: «Вот тебе Сенечка гоголь-моголь».

Сценка 3. По мотивам романа А. Гончарова «Обломов»

Илья Ильич Обломов (Владимир Юдин) лежит на диване, прикрывшись одеалом. В ногах сидит его слуга Захар, в старом пальто с завернутом вокруг шеи пуховым платком. Любя массирует ноги своего хозяина. Приходит живчик – Андрей Иванович Штольц в кожаном пальто, а в руках разные носки, преподносит их  Обломову. Последний невнятно гундит, тоска его грызет только от мысли, что он может поехать в Америку. Происходит разговор между друзьями о торговле, политике. Голос у Обломова успокаивающий, он явно уступает по напору Штольцу, который ко всему прочему стал мужем Ольги, любимой девушки Ильи. В самом конце Захар уносит Илью на руках.

Сценка 4. «Женитьба Бальзаминова»

Пока готовят мизансцену, у стола смачно поедает помидор Домна Евстигнеевна Белотелова (Эвелина Юсупова). В руках перебирает огромного размера морковь, огурец, делает немыслимые при этом глаза и движения ртом.   Выступает большая такая матрона Акулина Гавриловна Карсавина (Наталья Амелина). Диалог – танцы и кукареканье. Идет жаркое обсуждение женихов. Появляется Бальзаминов (Глеб Косихин) в стоптанных ботинках, с кривящейся походкой. Оказывается влюбленным в хозяйку, обнимает ее застывшую на скамейке. Начинаются танцы. Русская классика – очень свежо, интересно. Фарс высшей степени.

Сценка 5. «На всякого мудреца довольно простоты»

Меняется скупой антураж на краю стола. То появляется бутылка, ваза, лампа, то все  исчезает. Длинный стол сдвигается в центр. На нем выеживается Егор Дмитриевич Глумов (Саид Худайбергенов). Открывает целый бумажный свиток – это его дневник, зачитывает некоторые ремарки, сделанные им о своем окружении.

Появляется Клеопатра Львовна Мамаева (Малика Усманова) в шляпе, на ноге у щиколотки бантик. Флиртуя с Глумовым, невзначай прочитала о себе «Клеопатра – престарелая покровительница и муза». Билась в истерике, решила отомстить. Глумов остается на столе в одних трусах телесного цвета, на грудь принимает Клеопатру. Так показывается, что между ними имеется интимная связь. Что же – тоже ход.

Сценка 6 . «Макбет»

Выходит леди Макбет (Наталья Амелина), ест малину из майонезной баночки. Макбет (Тайлер Поламски) ходит в кожаном пиджаке, гольфах, юбке ниже колен, за спиной котомка, все говорит по-английски. Привносит в истинном виде аромат шекспировского стиха.  Звучит классическая музыка. Что-то похожее на английское. Под потолком бегущая строка. Сел на стул и говорит речь на своем языке, она перекрестно села на него и лопочет на своем русском. Интересное решение. Говоря какую-то часть монолога, леди привстает на стуле и вновь садится, Макбет охает и движением рук вертикально (снизу вверх?) зажатый кинжал в руках делает распарывающее движение то ли плоти женщины, то ли соперников, которых он должен уничтожить. И так до одурманивания, возгласов апогея, страсти, ненависти. На заднем плане в проймах видны только руки с кинжалами в руках, которые также делают вспарывающие движения сверху вниз. Слышатся вновь монологи на двух языках. На заднем плане безликие жертвы выходят в красном свете, будто обагренные кровью.

2 акт.

Непосредственно начинается композиция по пьесе В. Шекспира «Гамлет». Выходит главный герой в красной рубашке и черном пуловере – Константин Колесов. Здесь принц Датский – это не Смоктуновский с глубокой философией мироздания, любви, преданности, ненависти и отмщения. Это простой философ, который лежит и просто рассуждает о вещах, в которых оказались затронуты и его интересы. Высокий трагизм кинорежиссера Козинцева не всем подвластен и не каноничен. Каждый вправе рассматривать его как трагедию или фарс.

Театральная постановка Марка Вайля не претендует на всепонимание и глобализацию семейной драмы, которые во времена самого принца были вполне рядовым действом, когда троны меняли своих хозяев не по преданности вассалов, а по сговору кучки царедворцев и священников. Он показал утрированно, сквозь призму нашего времени с его музыкой, одеждой, прическами героев (под панков). И даже музыкальная заставка в мобильный телефон с участием обезьянок под названием «Горох» весьма смешливо вписалась в картину встречи и придуривания трех друзей – Гамлета, Розенкранца (Глеб Косихин) и Гильденстерна (Владимир Юдин). А вышли друзья с красными подушками под зад такими же, как две Ксении из «Дома -2». На них они сидят, ими же бьются в дружеской атаке. Друзья одеты в строгие пиджаки, рубашки, галстуки. Это вроде внешние атрибуты, которые в принципе в авангардистском подходе не столь важен, однако, это тоже своеобразный шик для нынешней молодежи. Необычно, но до чего современно и актуально подмечено.  Одежда, прически, выходки современные, звучащие из их уст слова шекспировские. Находки: отвернув ворот пиджака приятеля Гамлет находит значок, на котором имеется особый знак принадлежности – фото дяди. Это и понятно, кому они служат.

Но все же они – студенты ШДИ еще молоды тягаться с самим, вы понимаете, Вильямом Шекспиром. И по этой причине отсутствует опыт, работа над словом.  Есть внешний антураж, попытка постучать по древним фолиантам. Но, по сути, они также молоды, как и главный герой. Может, исторический Гамлет тоже не мог бы хорошо сыграть свою версию, но мыслил он благодаря Шекспиру отменно.

Полоний (Александр Борисов) вышел также в современном виде, на голове шляпа, а когда и кепка, в руках труба и флейта. Обыграть ситуацию с флейтой наш Гамлет не смог так, как впечатляюще это сделал Смоктуновский. Это было у него как-то смазано преподнесено, будто бы он и не прочь в некотором случае побыть сам этой самой флейтой. Его же друг задудел в трубу и с нею же ушел.

Гамлет одет просто, обращается к зрителям также просто. Гертруда (Малика Усманова) – этакая самка в черном (топ и брюки), для контраста на шее намотаны длинные бусы, доходящие до колен, на сцену выволокла матрац в красно-черном обрамлении. Который, в свою очередь ,раскрывается как лепестки, нашитые сбоку полотна таких же цветов. Тем самым она покрывает им весь деревянный помост и делает его схожим с королевским ложем.  Полоний, прибывший на встречу в черных очках и с чемоданчиком в руках, извлекает оттуда наушники, микрофон, подключает это хозяйство к сети.

Гамлету не надо было использовать какой-либо предмет для убийства, он просто приподнял и скинул доску с небольшого подиума-скамейки, за которым прятался Полоний. Так был убит негодный служака. Разгоряченная Гертруда в полном смысле слова брызжет слюной.  Цокая копытом, ушла.

Появляются различные персонажи, одновременно с Гамлетом восклицают «Быть или не быть?». При этом каждый по очереди выдает отрывки из пьес, прозвучавших в первом акте. Этакая перекличка, говорящая о том, что во все времена и частях суши остаются некоторые сакраментальные слова, вопросы и странные ответы, которые до сих пор мы расшифровываем. Различные монологи сопровождаются роковой музыкой, все объединяются и издают единый возглас или крик. В итоге остался один Гамлет.

Озрик в красной шапке, в этой сценке он – рефери в схватке двух врагов, а по сути двух озорников от ничегонеделания.  Прозвучал свисток и в руках у Лаэрта (Владимира Юдина) и Гамлета шпаги. Сражаются очень живо и даже можно заподозрить их в неком спортивном интересе. Сцены боя прекрасно поставлены Дильшодом Исмаиловым. Дальше сцена освещается, согласно сценарию, в тревожный трагично-красный свет. В самом конце войска дают салют, звучат громыхания снарядов, пушечные канонады времен Отечественной войны. Конец.