Оксана Хрипун. Текст написан для буклета Фестиваля TheaterFormen
Радение – это устаревшее старославянское слово, означающее высшую степень радости. Состояние экстаза, приближающего человека к божественному состоянию – так чувствовали суть радения суфии.
«Радение с гранатом» – так искусствоведами названа одна из великих, загадочных и страстных – радостных – картин великого художника ХХ века Александра Николаева, более известного под именем Усто Мумин.
Постановка уникального мультимедийного спектакля, состоящего из сплава сюжетов основанных на истории и вымысле, сочетании реалистичности и символизма (порой даже мистицизма), с необычным для современного человека названием «Радение с гранатом» не могла бы состояться нигде, кроме «Ильхома». Так сошлось, что Театр в своем родном городе Ташкенте географически стоящий на условной границе Старого (мусульманского) и Нового (европейского) города, – это дитя многонационального, мультикультурного, противоречивого Ташкента. Это единственный Театр в Центральной Азии, где в труппе работают вместе национальные и русскоязычные артисты, а это дает свободу и достоверность без грима и без оглядки на условность попытаться донести до зрителя новую, парадоксальную трактовку истории своей страны через призму одной человеческой жизни. Таинственной для современников истории жизни Тихого Мастера (перевод с узбекского языка имени – Усто Мумин) – художника-философа, находящегося в постоянном противоречивом поиске самого себя.
История, отраженная в спектакле тем более интересна сейчас, когда мир раздирают ксенофобские волнения и межконфессиональные стычки. Ведь в мыслях и поступках героев нашли свое отражение и непоколебимая общехристианская установка на миссионерство и вековой мусульманский опыт мудрости и лукавства в отношениях с иноверцами, основанной на железной преданности закону предков.
История жизни главного героя спектакля, как и биография его прототипа, казалось бы, очень проста. Молодой человек, дитя мятежного Серебряного века, художник, призванный в царскую армию, как фотограф, был отправлен на дальние окраины российский империи. (Это было время российской экспансии на Восток – присоединение центрально-азиатских территорий, чтоб не достались они англичанам). До армии он получил блистательное художественное образование – ученик великого Малевича. Искал себя в столичных городах, среди людей, исповедующих всё – от атеизма до оккультизма, среди различных христианских конфессий: сменил православие на католицизм. Вдруг, окунувшись в Восток, как в космос, в 33 года добровольно принял ислам, имя Усто Мумин, и, наконец, нашел смысл своей жизни и творчества. К сожалению, многие десятилетия истинные мотивы, побудившие художника сделать такой выбор, оставались тайной для зрителей его картин и почитателей таланта.
Что может подтолкнуть человека к решению круто изменить жизнь? Вариантов множество, но для Саши – Александра Николаева – причина заключалась в одном слове – очарование. Очарование странника попавшего в весеннюю сладостную прозрачность воздуха, напоенного запахами цветущих садов и терпкой текучей пыли. Услышавшего музыку узких улочек и захватывающих дух предгорий…
Тайна творчества Усто Мумина может быть раскрыта только сейчас, в начале века XXI. Почему? Потому что основная тема, занимавшая художника в лучшие годы его жизни – 20-ые годы прошлого столетия, более 70 лет была под запретом. Потому что великий пласт многовекового туркестанского танцевального искусства, многовековая эстетическая традиция – танец «Бача» (мальчиков) — был запрещен и, практически, искоренен…
В спектакле театра «Ильхом» раскрываются тайны и покровы времени.
Язык спектакля метафоричен и органичен картинам художника, словно сон, появляющимся в пространстве сцены: возникают образы, фигуры, то ли явные, то ли приснившиеся, то ли явившиеся из мечты. «Оживают» уникальные исторические документы: письма, фотографии людей ушедшей эпохи. Они – эти люди – вновь становятся молодыми, страстными, влюбленными, предающими, страдающими и радующимися всем проявлениям жизни. В хореографии Дэвида Руссива (США) возрождается пластика забытого, уничтоженного временем танца. А почти детективный сюжет спектакля протекает на фоне переломов и кризисов истории российской империи. В период, когда гибли сотни художников и с ними уходили традиции культуры, свобода самовыражения и разнообразие образов жизни. Основой сюжета спектакля послужили вымышленные и реальные биографии – художника и мальчиков-бачей – людей ушедшей эпохи.
Конгломерация искусств и творческая свобода художника, живущего в тоталитарном обществе – эти темы всегда волновали великого режиссера Марка Вайля, и постоянно находили свое отражение в его творчестве. Оттого спектакль «Радение с гранатом» в некоторой степени автобиографичен и для самого Марка Вайля, словно «процитировавшего» историю своей жизни и своей смерти.
Страсть к жизни и творчество Художника – это тема спектакля «Радение с гранатом».