Любовь под Шизгару

У Шекспира бесплодие, у Ильхома – плодородие

Марина Райкина. Московский комсомолец, 18.04.2006

В Москве идут гастроли самого известного на евроазиатском пространстве театра «Ильхом» (вдохновение).

30 лет существования этой труппы – факт поразительный во всех отношениях, художественном и экономическом.

Как «Ильхом» умудрился три десятка лет просуществовать в статусе негосударственном – уму непостижимо. И как в таком положении выжил при советской власти и после нее – тем более понять невозможно. Но факт остается фактом – качественная продукция, которую производит труппа из Ташкента, востребована на мировом театральном рынке. Не случайно, что многие международные фонды вкладывают деньги в ее постановки, а не ожиревших от солидности театров.

На сей раз «Ильхом» привез три спектакля. Первый – «Бесплодные усилия любви» – уже отыграли в Центре им. Мейерхольда. Как всегда, «выпендрились» с переводом – взяли не хрестоматийные переводы Шекспира, а текст поэта-символиста Михаила Кузьмина, подредактировав его фрагментами перевода Юрия Корнева. Получилось поэтично, хотя витиевато и цветисто. Вот, например, «задняя часть дня», то есть не «задница суток», как утверждает один из героев, а всего лишь ее остаток. Или такая фразочка: «ковырять экскременты моей доблести»!

Но если не грузиться поэтическими «рюшами», то можно просто весело ввязаться в игру, закрученную фантазией режиссера Марка Вайля и его артистов. Фантазии сии весьма фривольны, легкомысленны, на грани фола и двусмысленно провокационны. Однозначность половой ориентации у простолюдинов и бисексуальность у высших сословий, скучная феминистская упертость дамочек купается в карнавале с масками, интригами, путаницами с переодеваниями и письмами. И к тому же все это виртуозно уложено на репертуар «Битлов» – амурные вздохи под «Герл», мужско-женский конфликт под «Шизгару», а маски идут под русскую народную «Комара давить не надо»…

Если же все это из спектакля убрать, то получится прескучнейшая коллизия – трое молодых мужчин зачем-то дают обет воздержания в женском вопросе, а тройка из противоположного пола ведет себя как «собака на сене»: и хочется, и колется, и непонятно, зачем нарываются на конфликт? Во всяком случае, если усилия любви безнадежно-бесплодны, то театральные поиски и эксперименты «Ильхома» очень плодовиты и вдохновенны. Ильхом же, как и было обещано выше.
На очереди два других спектакля – «Белый белый, черный аист» и «Лаборатория доктора Чехова».