Классический коктейль театра «Ильхом»
Муяссар Максудова // «Правда Востока», май 2005.
ДРУГИЕ КОМПОНЕНТЫ
Начнем с тривиального – о роли театра в жизни общества. Когда-то это искусство по значимости, воздействию на массы стояло на передовых рубежах. Нынче театральная жизнь даже в столице не бьет ключом. Коллективы где-то и как-то перебиваются перелицовкой старых спектаклей и попытками новых, кстати, не всегда успешных, постановок. В целом этот творческий жанр влачит непонятное, скорее безрадостное существование. Однако есть и приятные исключения.
Наблюдая театральную жизнь, репертуар «Ильхом» не один сезон, меня всегда поражала активность и доброжелательное отношение зрителей к любым создаваемым здесь проектам. Средний возраст артистов не превышает 30 лет, и, как следствие, особая аура театра, наполненная молодым, свежим дыханием, взглядом на старый наш мир.
В новом спектакле играет совсем юное поколение ильхомовцев, а именно студенты пятой по счету студии ШДИ. Учеба без отрыва от производства, в результате – серьезная заявка талантливой поросли, а также пополнение репертуара. В этом им помогали педагоги студии – Борис Гафуров, Марина Турпищева, Рустам Эсанов, Дильшод Исмаилов, Евгений Дмитриев, засл. арт. РУз Ольга Володина и другие ассистенты.
«Гамлет и другие» – это двухактное театральное попурри по мотивам таких произведений, как «Гамлет», «Макбет» В. Шекспира, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Обломов» А. Гончарова, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского и другие. О том, что ребята относятся к классике с неким юмором и не претендуют даже на шипы в лавровых венках, было ясно изначально. К примеру, на оборотной стороне маек каждого из участников были написаны имена и фамилии персонажей, которых они будут играть. И хотя по ходу спектакля внешний облик актеров не раз менялся, по своей сути они всюду оставались неизменными – дерзкими и свободными в своих фантазиях.
Если IV студия ШДИ отличалась колоритной женской половиной, то V студия может гордиться сильным мужским составом. Да и ведущие партии в основном были предназначены для них. Лидером по смене ролей и обличий (а именно было представлено пять персонажей) оказался Александр Борисов. В первом акте это был безвольный Семен Семенович Подсекальников, который «сквозь трубу смотрел на свою жизнь». В смысле сквозь медную духовую трубу, благодаря которой он мечтал заработать на житие-бытие. К слову сказать, уж больно хорошо ему подыгрывала его «теща» (Наталья Смирнова). Далее у Борисова высветился образ удачливого напористого Андрея Ивановича Штольца, уведшего у своего друга любимую девушку. Во втором акте это были шекспировские герои – Полоний, Озрик, Тень отца Гамлета. Высокий, привлекательный, разноликий, всюду гармоничный Борисов вполне вписывается в артистическое клише.
Студент ШДИ Глеб Косихин с первого взгляда никак не подпадает под нужные артистические стандарты. Он высок, но на глаза больше бросается его сутулость, «корявость», да и с виду он кажется совсем простецким, неулыбчивым, замкнутым человеком. Но до чего порой оказываются неожиданными последующие впечатления. Четыре разных мини-ролей, но каких? Ворчливый, грубоватый слуга Обломова Захар готов всегда и во всем услуживать своему господину, массировать ему ноги, нести его на руках. Затем появляется легкомысленный Бальзаминов в стоптанных ботинках с кривой усмешкой и вихляющей походкой. Благодаря этому образу русская классика зазвучала как-то свежо и необычно. В этом фарсе Косихину помогали сокурсницы – Эвелина Юсупова (роль госпожи Белотеловой) и Наталья Амелина (Акулина Карсавина). Проявлять особых ненавистных чувств к датскому королю Клавдию не было повода, во всяком случае, так он был подан зрителям, но шекспировский Розенкранц – подлый «друг» Гамлета – уморил и поведением и своим внешним видом. Об этом чуть позже.
Для представления наиболее ярких женских образов остановимся также на двух разноплановых актрисах. Малика Усманова – этакая красивая, гибкая пантера, заглядывающая коварно в глаза и переворачивающая от этого душу избранников. Ее молодящаяся Клеопатра Львовна Мамаева, флиртуя с Глумовым (Саид Худайбергенов), была страстна в любви и ненависти. Однозначно истерика ей удалась в полной мере, тем более, когда про себя прочитала «Клеопатра – престарелая покровительница и муза». Образ женщины-вамп был продолжен в шекспировской трагедии. Гертруда не столько мать, сколько похотливая самка, которая на сцену выволокла красно-черный матрац, раскрывающийся как лепестки огромных отравленных цветов. Таким образом, она покрыла им весь деревянный помост, делая его схожим с преступным королевским ложем.
Наталья Амелина – это актриса, у которой, кроме роста, вроде нет ничего особенного. Но следует только растормошить ее и перед нами колоритно-типажная личность, ей в ролях все возрасты покорны. Имея за плечами всего два десятка лет жизни, на сцене она уже довольно успешно сыграла дряхлую гоголевскую Коробочку (в другом спектакле), зрелых женщин – шуструю сводницу Акулину Карсавину и величественную леди Макбет в нынешней постановке. Удивляет не только безоглядная самоотверженность профессии, но и смелость, с которой студентка берется выполнить очень смелые действия, упражнения на сцене. Есть малину из майонезной баночки для леди Макбет, может, и непривычно, но это не меняет сути поедания. Проявлять чувства к своему возлюбленному (Тайлер Поламски) без постельных сцен можно, но для этого нужны особый талант постановщика, который с помощью небольших ухищрений создаст полную иллюзию неприкрытой страсти. Суть восприятия также не меняется.
ГАМЛЕТ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ
Принц датский в исполнении Константина Колесова с виду простой парень в красной рубашке и черном пуловере, который лежит на деревянном помосте и рассуждает о вещах, в которых оказались затронуты и его интересы. Не следует искать в его игре и восприятии жизни высокий трагизм кинорежиссера Козинцева, показавшего зрителям своего Гамлета – Смоктуновского с глубокой философией понимания любви, преданности, ненависти, отмщения, всего мироздания. Надо признать, что подобный кинематографический образ не всем подвластен в отображении. Одновременно он и не каноничен. Каждый вправе рассматривать историю датского принца как трагедию, фарс или нечто иное.
Театральная постановка Марка Вайля не претендует на всепонимание и глобализацию семейной драмы, которая, впрочем, во времена самих героев была вполне рядовым действом, когда троны меняли своих хозяев не по любви и преданности вассалов, а по сговору кучки царедворцев и священников. Режиссер позволил себе показать историю несколько утрированно, сквозь призму нашего времени с его музыкой, одеждой, прическами героев. И даже музыкальная заставка в мобильный телефон с участием обезьянок под названием «Горох» весьма смешно вписался в сценку встречи трех друзей – Гамлета, Розенкранца (Глеб Косихин) и Гильденстерна (Владимир Юдин). Кстати образы двух последних оказались очень колоритно выписаны. Приятели-предатели были одеты в строгие пиджаки, рубашки, галстуки, на голове прическа – стоячий ирокез. Вышли на сцену друзья с красными подушками, которых использовали по назначению, когда мутузили ими друг друга, когда чинно сидели на них, как это принято в реалити-шоу «Дом-2». И хотя из уст героев звучали шекспировские слова, в постановочном решении присутствовали, помимо современных внешних атрибутов, также и нынешние внутренние регламентации, порядки. К примеру, одна из очевидных находок: отвернув ворот пиджака у своего друга, Гамлет находит значок, на котором имеется фото ненавистного дяди. Теперь понятно, кому приятель служит.
Гамлетовские слова «Быть или не быть?» одновременно звучат из уст различных персонажей, до того времени выступавших в первом акте. А затем идет перекличка их монологов: во все времена и во всех частях земли остаются неизменными сакраментальные слова, вопросы и не менее странные ответы, которые мы до сих пор не понимаем, расшифровываем.
Финальное сражение на шпагах Лаэрта (Владимир Юдина) и Гамлета было очень живым, даже можно было заподозрить их в неком спортивном интересе. Сцена гудела от напряжения, чему способствовало тревожное трагично-красное освещение (художник по свету Вячеслав Хомяков). Итог всем известен. Запомнилась последняя сценическая фраза – «Войска дают салют». Звучат разрывы снарядов, пушечная канонада времен Второй мировой войны…
На вопрос, как ребята справились с ролями, можно вкратце ответить. Хороша смелость и молодость тем, что, несмотря ни на что, они все же решились потягаться с самим Вильямом Шекспиром и другими классиками. Безусловно, есть внешний антураж, попытка громко постучать, со знанием дела сдунуть пыль с древних фолиантов. Но юное восприятие и недостаточный опыт довлеет над пониманием всей трагедии. Как говорил один герой из другой пьесы: «Молодость – это единственный недостаток, который со временем проходит». Так что есть надежда, что в последующем Гамлет с товарищами по совместному проекту будет выступать более весомо, еще круче замешивая классический театральный «коктейль».