Как родить сына?
Из ташкентского театра «Ильхом» в Нарве доносился сильный польский акцент, а точнее — узбекско-польский на русском языке. Речь шла о спектакле «Подземные девушки», поставленном Якубом Скрживанеком, известным по таким постановкам, как «Майн Кампф» в театре Повшехны в Варшаве и «Смерть Иоанна Павла II» в Польском театре в Познани, художественным руководителем Современного театра в Щецине и лауреатом недавнего театрального паспорта «Политыки».
Спектакль Скрживанека о насилии над женщинами, показанный в Эстонии, в прошлом году стал объектом внимания узбекских служб и попыток цензуры. В ситуацию вмешалось, в частности, представительство Европейского Союза в Ташкенте.
На сцене — сами актрисы. В китчевой, телевизионной форме они начинают обучающий курс о том, как максимально увеличить шансы на рождение сына — ведь рождение дочери — это позор. Курс ведет доктор Ф. (великолепная Ольга Володина).
Эту сатиру на патриархат Скрживанек создал совместно с нью-йоркско-ирландским драматургом Эмили Рейли и польским хореографом Агнешкой Крыст. Идеализированное видение романтических отношений показано в инсценировке основного сюжета из фильма «Титаник» в гигантских масках-головах. Таким образом, режиссеры показывают, насколько неадекватны реалиям Центральной Азии представления о любви, распространенные в мировой англосаксонской поп-культуре. Эта процедура может быть воспринята одновременно как насмешка над западными художниками, работающими в чуждой им реальности, то есть над самими собой. В то же время сам фильм «Титаник», по некоторым данным, стал культовым в Афганистане — ведь героиня Кейт Уинслет бежит от брака по расчету!
Здесь зрителям также приходится сталкиваться с резкими сценами — это, прежде всего, повторяющиеся звуки домашнего насилия, доносящиеся в неожиданные моменты как бы из-за стены.
Говоря об Афганистане, перформанс «Подземные девушки» отсылает и к ситуации в этой приграничной с Узбекистаном стране. Летят бумажные клочья — надо порвать диплом о высшем образовании, справки о стипендии, водительские права, стереть следы того, что ты когда-то участвовал в выборах, желательно, чтобы ты вообще умел читать и писать. Быстро бежать домой и где-нибудь переодеться из короткого платья в никаб. Это первые мгновения, когда становится ясно, что талибы снова у руля в городе.
Одним из обвинений, выдвинутых против выступления Скрживанека, был именно ущерб афгано-узбекским отношениям. В Узбекистане проживает более 10 тыс. беженцев и беженок из Афганистана. Именно с ними, в том числе, работали создатели спектакля, который после первых неприятностей регулярно идет в Узбекистане — состоялось уже более тридцати показов.