«Ильхом» — абсолютно ташкентский театр
Представить Ташкент без театра Марка Вайля просто невозможно.
Люди либо от всей души любят этот театр, либо так же от всей души не любят. И что-то там такое происходит, какая-то театральная химия и магия, поскольку равнодушных практически нет.
Уже почти сорок лет он «вписан» в культурную жизнь города, а также ее, эту культурную жизнь и культурную среду, во многом создает и определяет.
Театр открыт всегда, в буквальном смысле этого слова. Даже летом, в «мертвый» сезон, здесь было полно народу: не было спектаклей, но приходили (и приходят сейчас каждый понедельник) в IlkhomCinemaClub за хорошим кино, а в IlkhomBookCrossing — за хорошей книгой.
В театре всегда звучит музыка. И речь не только о всегда интересных саундтреках к спектаклям, по которым можно написать не одну исследовательскую работу. Музыкальные проекты — это, пожалуй, особая гордость театра. В этой связи, прежде всего, стоит вспомнить фестиваль современной музыки «Ильхом-ХХ». Идея его проведения принадлежит нашему замечательному композитору Дмитрию Янов-Яновскому. Она была поддержана Марком Вайлем, и в течение 10 лет, вплоть до 2006 года, на десять апрельских дней Ташкент становился местом мировых музыкальных премьер и средоточием всего нового, что имело место быть на тот момент в мировом музыкальном искусстве. Плотность на один квадратный метр приезжавших на фестиваль знаменитостей была такой, что просто дух захватывало. Потом в театре обосновался ансамбль современной музыки «Omnibus», благодаря чему мы снова оказались в русле современных тенденций музыкального искусства.
В 2007-м музыкальные горизонты «Ильхома» стали шире — начался IlkhomRockFest. Этому музыкально-театральному фестивалю нет аналогов ни в одной стране Центральной Азии. Теперь он стал международным, и за эти 7 лет на сцене «Ильхома» выступили около 70 различных музыкальных коллективов из Узбекистана, Казахстана, Афганистана, России, США, Чехии и других стран.
В сентябре 2014-го в «Ильхоме» стартовал еще один музыкальный проект — IlkhomJazzClub. И теперь есть возможность пойти в театр послушать джаз.
Еще в «Ильхом» ходят на выставки — самые разные: персональные и коллективные, художников и фотографов, именитых мастеров и «молодых и дерзких». Этот сезон начался с персональной выставки Максима Варданяна «Цветы для Клары, Фриды и Марго».
Такое впечатление, что идея синтеза искусств, которой буквально бредили представители эпохи романтизма, наконец-то нашла свое воплощение в ташкентском театре «Ильхом». И она не только в том, что под одной крышей творят представители разных видов искусства. Здесь «оживают» картины Усто Мумина в «Радении с гранатом», по законам музыкальной формы создается «Соло для женщины с фортепиано» и «тонкие намеки» на известные кинофильмы угадываются в «ОтКЛОУНении». Наверняка, список этот можно продолжить. И тут мы уже вступаем на территорию ильхомовских экспериментов и новаторства, где театру просто нет равных в отечественном искусстве.
Ценность репертуара театра в его многообразии и разнообразии. Здесь ставят классику и современную драматургию. Кстати, многие пьесы молодых авторов из разных стран мира впервые были вынесены на суд зрителя именно в этом театре. Объединяющим фактором является нетривиальный подход к материалу, оригинальность в трактовке и подаче. С этим можно спорить, можно не принимать, но отрицать, что такой подход и есть «двигатель» театрального искусства, бессмысленно.
Таким «двигателем прогресса» можно назвать и проводимые совместно со Швейцарским Бюро по сотрудничеству в Узбекистане Лаборатории молодых режиссеров Центральной Азии и Казахстана. Таким образом, с 2005 года по миру распространяется ильхомовский «вирус» творчества и экспериментов и реализуются необычные и смелые проекты молодых режиссеров из разных стран. Кстати, сейчас в октябре в «Ильхоме» проводится очередная Лаборатория, результаты работы которой мы обязательно увидим в ближайшее время на сцене театра.
В искусстве важна преемственность поколений и сохранение традиций. Помимо Лабораторий, эту задачу решает Студия драматического искусства театра Марка Вайля «Ильхом». Отметим, что за минувшее десятилетие она зарекомендовала себя одной из лучших в воспитании нового поколения профессиональных актеров не только у нас в стране, но и в целом в Центральной Азии.
Нынешний 39-й сезон обещает быть насыщенным. Заявлены несколько новых спектаклей, которые любители театра однозначно ждут с нетерпением. Если же вы никогда не были в «Ильхоме», то начните знакомство с ильхомовской «классики» и запланируйте «поход в театр» на «Счастливых нищих» или «Квартал Тортилья-Флэт».
Без малого сорок лет удивительный театр «живет» в удивительном городе, отражая то, что происходит и, одновременно, оказывая влияние. Когда-то «Ильхом» любить было опасно, потом — стало модно, спустя еще какое-то время — обязательно для каждого уважающего себя ташкентского «культурного человека». Теперь же можно любить, а можно не любить, но уважать и ценить стоит — за все «вопреки», «несмотря ни на что», «благодаря» и просто за то, что он есть.