Диптих по Олби

Алена ЛИ. «ПрессТИЖ»

Для знатоков современной драматургии имя Эдварда Олби неразрывно связано с эстетикой театра абсурда, позиционирующего бессмысленность человеческого бытия. Тем не менее, за кажущейся бессвязностью диалогов и ситуаций его пьес таится личная трагедия каждого персонажа и общества в целом. За столь экстравагантное литературное исполнение мировая критика удостоила писателя рядом престижных наград в области драматургии. 22 октября пьесы Олби заиграли новыми красками в оригинальной трактовке театра «Ильхом».

 

Являясь самым плодовитым американским драматургом, Эдвард Олби большинству, однако, знаком по пьесам-бестселлерам «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Три высокие женщины» и «Случай в зоопарке». Два последних произведения и вошли в новый спектакль-диптих «Что случилось в зоопарке?» с участием студентов V студии ШДИ театра «Ильхом»: Константина Колесова, Тайлера Поламски, Эмми Шумахер, Эвелины Юсуповой и Кэтти Роббинс. Кстати, этот спектакль станет для ребят еще и дипломной работой.
«Случай в зоопарке» – это встреча двух героев – Питера и Джерри: классического преуспевающего буржуа и бедняка из рабочего квартала. Вежливый диалог, начинающийся банальными: «Как пройти на 74 улицу? И Прекрасная сегодня погода» заканчивается бурными спорами за дележ садовой скамейки. На самом же деле за право на самоутверждение + в современной жизни, где два человека не могут придти к взаимопониманию, и в реальности жутко одиноки каждый в своем мире. Будь то образцовая семья или социальная клоака в виде многоквартирного пансиона с отвратительной хозяйкой.
Во втором акте спектакля на авансцену выходят «Три высокие женщины».
Первое, что мы видим, сумбурное общение трех героинь разных лет (26, 52 и 92). Старуха, постоянно несет какую-то чепуху, вспоминая свою прошлую жизнь, в которой молодой многое неясно и средней приходится что-то комментировать: «Ее муж или ее сын».

 

Однако, типичная картинка «мать – дочь – престарелая бабка» постепенно размывается, обнажая на «холсте» подлинное изображение: три женских образа соединяются в судьбу одной, прожившей долгую и несчастливую жизнь. Это она одна в разных возрастных ипостасях предстает перед зрителем со своей историей: нелюбимый муж, непутевый сын, сбежавший из дома, застав мать с конюхом на сеновале и горькая одинокая старость +…
Как видите, оптимизма в спектакле маловато. Точнее, отсутствие его ощущаешь с каждой сказанной фразой. Что ж, таков есть Олби. А после просмотра остается только горьковатый привкус его блестящих афоризмов: «…но если нам так и не дано понять друг друга, зачем мы вообще придумали слово «любовь»?..