ГРОМКАЯ ПРЕМЬЕРА ОСЕНИ: РОК-ОПЕРА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
8 сентября свой 42 сезон Театр Марка Вайля «Ильхом» откроет уникальной трактовкой повести самого мистического писателя XX века. История пса, который в результате научного опыта, превратился в человека известна широкому кругу людей, в первую очередь благодаря ее знаменитой экранизации режиссера Бортко, а все образы героев повести в нашем сознании неразрывно связаны с блестяще сыгранными Владимиром Толоконниковым, Евгений Евстигнеевым и др. знаменитыми актерами советского кино. Возможно, поэтому постановки по мотивам повести одного из самых мистических русских писателей явление в театрах редкое — довольно трудно заместить в сознании людей прочно закрепившиеся там образы. Но о том, что хотел сказать автор на самом деле и какие намеки кроются в тексте Михаила Афанасьевича, споры не утихают до сих пор. Бесспорно одно вне зависимости от исторических контекстов это повесть о людях, о том, что делает человека человеком.
Лаборатория Артема Кима представит свой взгляд на классическое произведение и его героев. Создатели спектакля заявляют о нем, как о первом настоящем мюзикле в Ташкенте. Текст повести Булгакова «Собачье сердце» накладывается на рок музыку и все происходящее становится арией из рок-оперы. И «Собачье сердце» зазвучит по-новому. Именно зазвучит поскольку, как и все проекты Артема Кима композитора и музыканта этот спектакль основан на ритме и звуке. В спектакле задействованы, как именитые ведущие актеры Театра, так и новое поколение. Студийцы 10 студии после первого года обучения выходят на сцену и надо признать украшают ее. Новое поколение обладает притягательной харизматичностью, которая приковывает взгляд. И очередной проект Лаборатории в их лицах приобрел особую химию. Восторженные поклонницы, обрывающие телефон кассы с вопросами о том, кто занят в спектакле будут с надеждой называть новые имена.
Напомним, что Лаборатория Артема Кима «Театр+Музыка» была создана в январе 2016 года, и в ее основе заложен метод коллективной композиции. Таким образом, спектакли создаются совместными усилиями творческих людей: актеров, музыкантов, художников. Формат такой театральной Лаборатории предполагает, что каждый ее участник может предположить идею и направить ход будущего спектакля в другое русло. Фильмы, картины, видеоролики, принесенные лаборантами, формируют единое информационное пространство, из которого постепенно, как из пазлов начинает складываться итоговый продукт, который и выносится на зрителя. Первым репертуарным проектом Лаборатории стал «Аэропорт». Спектакль, который шел весь сезон с аншлагами. Потому что это честный разговор со зрителем о тех, проблема которые волнуют нас сегодня. «Собачье сердце» это тоже разговор о нас и о нашем времени, но на языке Булгакова. Знаменитая повесть Булгакова «Собачье сердце» была написана в 1925 году. В те времена, когда создавалась повесть, наблюдался расцвет медицинских опытов, но они были практически за гранью фантастики, а сегодня пластическая хирургия и операции по трансплантации — обычное дело. Возможности научной медицины в наши дни практически безграничны. Как утверждают некоторые источники, грядет эра сверхчеловека. И соблазн создать такого сверхчеловека
или самому сделаться этаким сверхчеловеком, как никогда велик. Профессоров Преображенских становится все больше и больше, как и Шариковых (с которым правда люди себя не отождествляют). Люди, не считаясь с тем, что заложено в них природой прибегают к хирургическим вмешательствам в стремлении исправить ее «ошибки » и приобрести если не сверхвозможности и разум, то хотя бы идеальное тело.
Ильхомовская трактовка «Собачьего сердца», как и все спектакли этого театра — это эксперимент — переосмысление повести, в котором сместились акценты и отношение к героям, зрителей здесь ожидает множество сюрпризов, о которых им предстоит узнать самостоятельно, поскольку создатели не спешат раскрывать всех карт.
О том, как рождался спектакль, и как проходят репетиции из первых уст от непосредственных участников его создания:
Ян Добрынин, актер:
В повести «Собачье сердце» заложено несколько пластов, самый очевидный – это то, что не нужно экспериментировать с природой она и сама прекрасно со всем справится. В работе над спектаклем мы пытаемся заглянуть поглубже и вскрыть все заложенные там мысли и «подводные течения». Как мне кажется и убеждаюсь в этом все больше и больше, что когда художник создает какое-то произведение, он даже не осознает, насколько разнопланово будут анализировать и трактовать это произведение. И в этих поисках сложно остановится, потому чем больше начинаешь копать, тем больше совершается удивительных открытий. Что касается повести «Собачье сердце» для меня она интересна тем, что здесь нет правых и неправых, у каждого героя своя правда, с которой нельзя не согласиться. А что касается непосредственно моей роли, то мой герой интересен тем, что он очень влиятельный человек и для него практически не существует никаких ограничений, он даже не боится бросить вызов Богу. А еще, в нашей работе над ролями в «Собачьем сердце» есть, пожалуй, главная особенность, так как проект музыкальный, в нем присутствует четкая застроенная музыкальная структура, в которой нужно успевать импровизировать и существовать абсолютно честно.
Никита Макаренко, музыкант:
Изначально мы решили написать свой спектакль во вселенной Булгакова и даже начали это делать. Но впоследствии Артем Васильевич понял, что оригинальный текст Булгакова совершенно точно описывает окружающую нас действительность и мы решили взять его без изменений. Этот спектакль о насилии над личностью, так как мы его понимаем. И это очень актуальная тема сегодня, потому как то, что когда-то предвидел Оруэлл, фактически сбывается просто не совсем в той форме, в какой он это видел. Главный вопрос, который мы задаем в спектакле: «Насколько вы свободный человек?», потому что в современном мире я даже не знаю, кто может назвать себя действительно свободным. Внутри нас остается очень мало нашего «я» и чтобы это «я» сохранить нужно вести постоянную борьбу. Власти и политики создают для нас иллюзию выбора, они создают ту удобную личность, которую бы им хотелось видеть, и постоянно пытаются сделать так, чтобы все соответствовали этому лекалу, медиа наполняют наши личности своим смыслом, удобным им, социальные сети и интернет вообще полностью замещают наше «я». Возникает вопрос: «Наши желания, наши привычки… Насколько это действительно «мы» а не навязанные кем-то вещи. То, как Преображенский заменил животное начало человеческим и создал из него этого чудовищного гомункула или трансгуманоида. Это та же история современного человека, в котором все настоящее что было заложено природой замещено медиа, бизнесом, политикой, интернетом и наполнено новым смыслом. То есть мы в чем-то тоже Полиграф Полиграфовичи и мы тоже созданы искусственно. И спектакль «Собачье сердце» именно о таком насилии над личностью.
Сарби Давлетова, художник по костюмам:
С театрами я раньше никогда не сотрудничала, всю жизнь занималась и занимаюсь костюмами.
После окончания художественного института, мы с мамой, которая всю жизнь была портниха, решили начать своё небольшое дело и запустили собственную линию одежды.
А в проект «Собачье сердце» я попала по приглашению актрисы театра «Ильхом» Галины Борисовой, меня очень заинтересовало участие в нем, так как давно хотелось выйти на другой уровень творчества. Мой отец работал в сфере театра и кино, эта атмосфера мне очень близка, и я мечтала когда-то превратиться из зрителя в участника, поэтому я просто не могла отказаться от такого предложения.
Приняв приглашение о сотрудничестве, я очень переживала, что могу подвести такую великолепную талантливую команду отсутствием опыта, но когда я увидела, как все сплочены в процессе, и как навыки одних помогают проявить и оживить навыки других членов команды, мне становится легче, и я чувствую себя увереннее. Особенность моей работы заключается в том, что я безмолвна. Я слушаю, наблюдаю, улавливаю видение режиссёра и пытаюсь передать характерные черты персонажей через построение силуэтов. Необходимо объединить их в одну общую историю, но сохранить и выявить индивидуальный характер каждого из них. Сложности, с которыми я сталкиваюсь в процессе работы, в метаморфозах которые там заложены, в динамичном перевоплощении одного персонажа в другого, в особенности главного героя, из которого «лепят» разные образы все события и люди окружающие его. У нас нет привязки к определенному времени или эпохе, но он выстроен на классике, переписанной четко прослеживающимся почерком режиссера-постановщика Артема Кима. Я впервые познакомилась со стилем «рок оперы», и была приятно удивлена, что мне придётся творить именно для того, что я люблю и чувствую. Смешение сдержанности, классики, цветовой гаммы в монохромных тонах, игра света и теней, яркие контрасты и мягкие нюансы в костюмах героев, все это так близко к гармонии того, что я хочу и умею и того что от меня требуется и просят воплотить.
Анастасия ПРЯДКИНА. Газета «На Досуге»