Быль и небылицы Олби
Муяссар Максудова. «Правда Востока» 2 ноября 2005 г.
Премьера тридцатого сезона в театре «Ильхом» была ознаменована постановкой диптиха Эдварда Олби по пьесам «Случай в зоопарке» и «Три высокие женщины». Спектакль «Что случилось в зоопарке?» явился первым проектом в рамках нынешнего фестиваля «Ильхом: Восток – Запад».
Не сказать, что всем знакомы и понятны сюжеты этих странных пьес. Порой следует просто понаблюдать, что трогает, волнует нас в действии. Однозначно, увиденное было необычным. Даже театральная программка оказалась непростой: при разном сложении буклета на одной его стороне сходились или расходились два персонажа, сидящих на парковой скамье. Последняя деталь, а именно, бесконечно длинная скамейка занимала главенствующую позицию в интерьере спектакля. Она была предназначена для сидения, а также служила посмертным ложем, диваном, перегородкой между различными временными и пространственными промежутками.
В спектакле задействован молодой творческий коллектив, а именно студенты V (пятой) интернациональной театральной студии при «Ильхоме». Персонажи обеих пьес говорили на двух языках – русском и английском, а перевод высвечивался на экране, одновременно служившим арт-оформлением представления.
«Что случилось в зоопарке?» – небольшой фрагмент жизни рядовых граждан, встретившихся на скамейке у нарисованного пруда – почти по репродукции Клода Моне. Питер (Константин Колесов) – скромный мещанин в очках, белой рубашке и традиционном пуловере, живущий семейными устоями. Этот продукт человечества вполне предсказуем. Вот почему его обычное времяпрепровождение на природе с кактусом и журналом в руке оказывается понятным и не вызывающим каких-либо вопросов. Его противоположность – диковатый Джерри (Тайлер Поламски) с взлохмаченными волосами, небритым лицом, в непонятно бесформенном одеянии. По образу и поведению – это скорее животное, напоминающее обезьяну, очень живую, импульсивную, прыгающую по сцене, использующую все многообразие мимических особенностей лица.
Странный, или скорее, нелепый диалог протекает между этими персонажами. Один, говоря о жене, своих детях, домашних птичках, спокоен, почти равнодушен. Другой очень бурно и красочно расписывает свое житье-бытье в своей каморке, взаимоотношения с соседями, хозяйской собакой. Джерри подобен непрерывно действующему химическому процессу, готовому к взрыву или возгоранию. Зачем он такой – динамичный и непредсказуемый? От какой-либо эйфории или безысходности? Складывалось впечатление, что всю заключенную в себе жизненную энергию он должен израсходовать непременно здесь и сейчас в присутствии этого незатейливого слушателя.
Вроде разговор закончен, но Джерри не хочет отпускать Питера. Пусть дальше послушает, что он расскажет о зоопарке. В итоге происходит ссора и драка за скамейку, а по сути два мировоззрения сцепились за свое. Но Джерри устал от такой жизни, когда никто его не хочет слышать, когда у каждого имеется свой мир, куда нет доступа постороннему. По этой причине он сам вкладывает нож в руки Питера, который доведенный до бешенства вонзает в него орудие убийства. Так завершил Джерри бесславное существование, отмучился.
Эта часть представления особо не впечатлила. Высокая трагедия не прозвучала. Был фрагмент мелкой неудавшейся жизни рядового американца. Интересен ли он мне? Скажу, нет. Не волнует. Философия? Да, и она очень вымучена и возведена в ранг шекспировских трагедий. Игра? Отчасти. Так как не было трепета и сочувствия. Может это не совсем наше? Вероятно. Но все же признаю, что надо постоянно познавать другое, отличное от нас в мировой истории, культуре, даже если это нашло отображение в каких-то частных людских судьбах. Ко всему прочему, не все же в этом мире должно быть гениально и достойно кисти Микеланджело.
«Три высокие женщины» – более зрелое и изысканное произведение Олби. Да и смотреть воочию его сценическое воплощение было куда интереснее. Три разные героини, каждая из которой претендует на звание высокой женщины, присутствуют в одном помещении. Это кто? Дочь, мать, бабушка? И почему их назвали просто заглавными буквами – А, Б, В? Наблюдая друг за другом, слушая истории, каждая из них была вправе осуждать или поддерживать своих наперсниц. Ведь они – это странное разномастное трио – одно и то же лицо, но в разных возрастных категориях.
Самой старшей героине (Эмми Шумахер) 92 года, она страдает склерозом, скаредна и, ко всему прочему, мочится под себя. Эти проблемы обсуждаются двумя другими женщинами, но обслуживают они ее беспрекословно. В разговоре старуха часто вспоминает сына Гарри (Константин Колесов), которого она, будучи живой, так и не дождалась.
Старуха умерла, но дух ее плавно вышел из тела и стал озорничать, вспоминать свои молодые годы. Итак, она девушка 26 лет (Эвелина Юсупова) – совсем юная представительница этой троицы. У нее все впереди, ей свойственны шаловливые манеры, легкомысленный наряд, от радости она постоянно кружится в танце. Ей незнаком будущий муж, похожий на пингвина, о котором с разной долей усмешки или доброты вспоминают старшие дамы.
Кэтти Роббинс играет женщину средних лет. Своими манерами и видом она олицетворяет светскую утонченную даму 52 лет. Ее история очень жива, хоть и коротка. В ее судьбе участвуют люди из прошлого и будущего, ведь она находится по середине трех возрастов. Затеянный разговор заставляет задуматься, а какими мы будем по прошествии многих лет и даже на смертном одре.
Следует отметить, что очень хороши были исполнительницы, особенно американские девушки, обучающиеся в V студии. В этом немалая заслуга режиссера-педагога Марины Турпищевой, которая не только способствовала огранке их ролей, но и смогла усилить индивидуальность каждой из участниц спектакля.
Впечатление от этой пьесы было сильным и пронзительным. Глубина и философичность второй части спектакля, по моему разумению, разительно отличается от первой. Не скажу, что все сказанное, отображенное на сцене соизмеримо с нашей действительностью, но при всей фантасмагоричности ситуации идет реальное моделирование нашего поведения, к которому мы должны быть готовы. Перетекание временного пространства и вхождения в мыслительный процесс, раскрытие духовного (самого низменного и самого наивысшего) потенциала – вечные темы человечества. В них всегда бывает потребность. Быль и небылицы Олби дают странные ответы на наши насущные вопросы. Вот только каждый ли разберется в этом?