«Алиса в стране ILL home» — от Рождества до Рождества
Я видела, как творятся чудеса. И знаю — где. Вечерами, в «Ильхоме». Во всяком случае – чудеса «Рождественские…»
Когда в Ташкенте в канун декабрьского Рождества последние зрители, покинув зал, спешили по домам, в театр Марка Вайля «Ильхом» стекались музыканты, слушатели театральной школы-студии и не занятые в репертуарном спектакле артисты…
И в засыпающем городе, в подвальном театральном помещении в течение недели разворачивались сцены, достойные пера Гоголя и кисти… Нет, не будем воздавать хвалу европейским живописцам, писавшим на библейские темы. В «Ильхоме» есть отечественные — главный художник Василий Юрьев со своей командой вольных помощников. И первое, что видит публика, входя в сценическое пространство небольшого ильхомовского зала, – это дело его фантазии и рук, переносящее нас в иную реальность.
Но не с этого надобно начать рассказ об ильхомовских рождественских чудесах. В начале было Слово Марка Вайля, повелевшего быть в театре «Рождественским вечерам». И они подготавливались по образу и подобию сотворения мира – по вдохновению Творца и его учеников
Первый «Рождественский вечер» в «Ильхоме» провели четверть века назад, и с легкой руки Мастера такие вечера стали одной из красивых новогодних традиций. Они пользовались бешеной популярностью, на них трудно было заполучить приглашение, и счастливчики долго потом делились впечатлениями о безудержном веселье и артистизме лучших исполнителей – участников этих вечеров. В них, кроме артистов театра, выступали и популярные в конце 90-х певица Лариса Москалёва, дуэт «Мажор» (Маша Якубович и Жора Криворог), другие солисты. С уходом из этого мира Марка Вайля традиция прервалась. Но в 40-й, юбилейный сезон, было решено её возобновить.
Так что же это за чудо такое — «Рождественские вечера» в театре Марка Вайля «Ильхом»?
— Это волшебство, сотворенное всеми его участниками и зрителями, где каждый может поделиться радостью и теплом своей души, — ответствуют в театре. — Оно светлое, немного хулиганское и, несомненно, дарящее атмосферу праздника,
Я прожила этот праздник 25 декабря вместе со зрителями, заполнившими до отказа небольшой зал. Вплоть до 30 декабря сюда нельзя было протиснуться. Надеюсь попасть на «Рождественский вечер» 5, 6 или 7 января. И вновь увидеть «Алису в стране ILL home», вновь отправиться с нею в увлекательный вояж в Зазеркалье и встретить живущих там «ILL home»овцев — заслуженную артистку Узбекистана Ольгу Володину, ведущих артистов Алину Циммерман, Владимира Юдина, Юлию Плакиду, Наталью Ли, Яна Добрынина , Анастасию Прядкину и настоящего (не полковника, нет!) американца – давно и органично прижившегося в театре Тайлора Поламски. А еще посмотреть на игру талантливых, молодых, красивых ребят из ильхомовской Школы драматического искусства.
С каждой минутой, проведенной в этой стране, происходящее в ней будет «всё страньше и страньше, всё чудесатее и чудесатее». И я опять буду искать смысл жизни с героями сцен, совершать открытия и ошибки, любить и надеяться, верить в «чудесатость» нафантазированного (или реального?) мира под удивительную живую музыку, живые голоса и живое – не зазеркальное, не виртуальное – соучастие. И отобью ладони, аплодируя мозаичному сценическому действу, построенному на вроде бы знакомых, но в то же время импровизационно обыгранных текстах из «Алисы…» Л.Кэролла, «Мучеников» Бухова, «Инквизиции» Аверченко… Буду вникать в смыслы сцен «О явлениях и существованиях» и «Свидание» Хармса, « Я и Ты» Л.Енгибарова, «Театр» В Гафта , «Зеленые глаза» Е. Гришковца; хохотать в голос, восхищаясь мастерством О. Володиной в «Сексуальности постельных клопов» Вербера. И уроню слезу под арию «Casta Diva» в исполнении Надежды Банделет и пантомиму – импровизацию молодых ильхомовских актеров.
Всего не перечислить, что напридумывали в рождественской постановке её идейные вдохновители — художественный руководитель «Ильхома» Борис Гафуров, руководитель ансамбля «Omnibus» Артем Ким, артисты и режиссеры Марина Турпищева и ярко проявляющий себя в направлении постдраматического театра Максим Фадеев.
А музыка… Она тоже действующий «персонаж». От знакомых с младенчества «В лесу родилась ёлочка», обрядового фольклора «Рамазан», Леннона, Никитина, музыки узбекских композиторов — до Кандера с его мюзиклом «Чикаго», «Ринальдо» Генделя и «Нормы» Белинни! Музыка, живая музыка, любимые музыканты ансамбля «Omnibus» — Алибек Кабдурахманов, Санжар Нафиков и другие, узнать которых в маскарадом прикиде можно с трудом – особая фишка постановки.
Рождественские вечера продемонстрировали режиссерское и актерское мастерство ильхомовцев, таланты нового поколения актёров и студийцев. Они доставили массу удовольствия зрителям синтезом в легком и серьезном одновременно, праздничном спектакле, казалось бы, несовместимых традиций и школ — commedia dell’arte и театра «Масхарабоз», игрового и психологического театра, импровизации, театра маски и хореографии. И заявили о верности театру и талантов, и поклонников «Ильхома».
Тамара САНАЕВА
Фото автора.
www.nuz.uz