Дата Ticketon.me
Действующие лица

«РАДЕНИЕ С ГРАНАТОМ»

Фантазия на темы исчезнувшего времени и живописи

художника Александра Николаева (Усто Мумина)

 

Радение – радость, объясняет слово словарь Даля. Состояние экстаза, приближающего человека к божественному состоянию – так чувствовали суть радения суфии.
Они стремились к нему  всеми возможными для них путями. Погружаясь в состояние радения, суфии выкрикивали и пропевали эмоциональные поэтические фразы, приближаясь к подсознательному,  приближаясь  к откровениям.

 

«Радение с гранатом» – так искусствоведами названа одна из великих, загадочных и страстных – радостных – картин великого художника ХХ века Александра Николаева, более известного под именем Усто Мумин. Тайна творчества, которого только сейчас,  в начале века XXI, может быть раскрыта.
Почему? Потому что основная тема, занимавшая Художника в лучшие годы его жизни – 20-ые годы прошлого столетия, более 70 лет  была под запретом. Потому что великий пласт многовекового туркестанского танцевального искусства, многовековая традиция – танец мальчиков «Бача» – был запрещен и, практически, искоренен.
В спектакле театра «Ильхом» раскрываются ТАЙНЫ и покровы времени. «Оживают» уникальные  исторические документы: письма, фотографии людей ушедшей эпохи. Они – эти люди – вновь становятся молодыми, живыми, страстными, мечтающими, влюбленными, страдающими и радующиеся всем проявлениям жизни.
Почти детективный сюжет спектакля  протекает на фоне переломов и кризисов истории российской империи. В период, когда гибли сотни художников и с ними уходили традиции культуры, свобода самовыражения и разнообразие образов жизни.
Страсть к жизни и творчество Художника – это тема спектакля «Радение с гранатом». И, в то же время, «Радение с гранатом» в «Ильхоме» – это драма о красоте, вокруг которой всегда слишком много охотников ею обладать, искусстве, граничащем с пошлой низменностью человеческих желаний, о творческих исканиях, ломающих рамки морали, силе и слабости принять себя таким, каков ты есть, о сложностях слияния двух разных культур, смутном времени, догматах и традициях, о праве выбора, гомосексуализме, использовании детей ради наживы, революции, страсти и подобострастии. В общем, в разной степени о многом.
Действие спектакля происходит  с мая 1916  по октябрь 1917 в Ташкенте. Эпилог – много лет спустя.

 

Несмотря на зримое присутствие в спектакле работ Александра Николаева, ставших главным источником нашего вдохновения, неоднократное использование в тексте  документального материала, авторы просят не проводить прямые аналогии  с биографией художника и другими, реально жившими в его время, людьми. Даты целого ряда событий сознательно изменены в пространстве художественного вымысла.

 

Спектакль «Радение с гранатом» создавался  по воле случая в год:

  • 140-летия Нового Ташкента – рубежа времени, вдохнувшего в многовековую летопись города новую историю, превратившего Ташкент в столицу и  почти трёхмиллионный мегаполис;
  • 110-летия Александра Николаева (Усто Мумина) – легендарного художника, вдохновившего нас на создание спектакля;
  • 100-летия Рахима Кариева – подлинного деятеля искусств – первого, не смотря на свой преклонный возраст и сопротивление советской системы образца 1970гг, поддержавшего рождение театра «Ильхом»;
  • 30-летия «Ильхома», культового театра уже не одного поколения зрителей. Родившегося и обретшего своё место в мире, возможно благодаря  перечисленным выше событиям…

 

Проект поддержан: Doris Duke Fund for Dance of the National Dance Project, a program administered by the New England Foundation for the Arts with funding from the National Endowment for the Arts, the Doris Duke Charitable Foundation, and the Ford Foundation, Посольством США в Узбекистане.

 

Режиссер – Марк Вайль

Композитор – Артём Ким

Хореограф – Дэвид Руссив

Сценография – Бабур Исмаилов

Видеоарт – Николай Леонов

Компьютерная графика – Евгений Падалкин

Компьютерная обработка фотографий – Павел Щемелев

Ассистент  хореографа – Николай Леонов

Перевод на английский текста пьесы и документов – Александра Вайль, при участии Тайлера Поламского и Анастасии Лелюх.

Перевод  процесса репетиций – Максим Тюменев, Эвелина Юсупова

 

Действующие лица и исполнители:

 

Нежданов Александр Васильевич, художник. Второе его имя-псевдоним Усто Мумин – Антон Пахомов

Бяльцев Валерьян Петрович, полковник, он же Павел Петрович Киберев – Борис Гафуров

Звягинцев Сергей Владимирович, адъютант полковника – Илья Дудочкин

Василий Скороухин, денщик Бяльцева – Павел Лукашенко

Алишер – Денис Бойко

Салахутдин – Акмаль Хасанов

Махмуд – Фирдавс Джабаров

Карим – Владимир Юдин

Нодира, девочка-бача – Райхон Уласенова, Наргис Абдулаева

Тахир, чайханщик – Сейдулла Молдаханов

Жена полковника Бяльцева Елена Владимировна – засл. арт. РУз Марина Турпищева

Женщина из Старого города – Райхон Уласенова, Наргис Абдуллаева

 

Голос юноши записан Алишером Ататджановым, Зафаром Рахимовым.

 

В записи фонограммы принимал участие Аброр Зуфаров (вокал, сато).

 

Фонограмма записана в студии «Ильхом» ART-MEDIA».

 

Продолжительность – 2 ч. 50 мин. (с антрактом)

Премьера спектакля состоялась 9 октября 2006 г.