Заметки к выставке картин Фаузии и Майкла Лейна
Театр Марка Вайля «Ильхом», Ташкент
4-31 мая 2017 года
Фаузия и Майкл Барри Лейн – супруги, команда из двух британских художников, живущих и работающих в Ташкенте, Париже и Андалусии. Они поселились в отреставрированном доме в традиционном районе Ташкента незадолго до обретения Узбекистаном Независимости. Большинство картин на выставке — это сотрудничество, где Фаузия является первоначальным источником вдохновения и выполняет предварительный рисунок, который затем разрабатывается и окрашивается маслом Майклом. Все решения по выбору мотивов, цветов и рисунков обсуждаются и принимаются совместно.

С 2014 по 2015 года в резиденции британского посла состоялась Персональная выставка картин семьи Лейн.
Свободный, спонтанный стиль рисунка Фаузии, преднамеренно пренебрегающей обычным масштабом или перспективой, развился из ее раннего увлечения замечательными гобеленами, сотканными сельскими жителями, под руководством Рамзеса Виссы Вассифа в оазисе Харания, недалеко от Гизы. Работа Майкла отражает его интерес к итальянским и фламандским примитивистам и ранним ренессансным методам живописи, а также к движению английских искусств и ремесел Братства Прерафаэлитов, сосредоточенных вокруг Раскина и Уильяма Морриса с их акцентом на мастерстве.
Новые работы на этой выставке отражают их увлечение видами и звуками нашей страны. Особенно сильным источником вдохновения стали светящиеся цвета и архаичные мотивы вышивок сюзане и традиционных узбекских костюмов, выполненных из уникального шелкового и хлопчатобумажного текстиля икат, так же известного как атлас, адрас и бекасам. Примерами являются фрагменты 18 и 19 веков в коллекции Таира Ф. Таирова, опубликованных в труде «Икаты из Туркестана»; «Облака, окрашенные в шелк» Екатерины Ермаковой и Сайоры Махкамовой. Бесстрастная атмосфера и иерархические соотношения загадочных фигур в этих картинах, их эмалевые цвета и золотой фон, напоминают восточные православные иконы Восточной Европы и Центральноазиатские миниатюры.
Биографические данные:
Фаузия Лейн, родившаяся в Каире (Египет), является внучкой Исмаила Паши Сабри, известного поэта, генерального прокурора Египта и губернатора Александрии. Получив образование в Лицее французского языка в Каире, Фаузия закончила обучение по специальности «Архитектура» в Университете изящных искусств в Каире и в Школе изящных искусств в Париже. Получила стипендию для изучения земельной архитектуры при Hasan Fathi и обучалась технике фресковой живописи в Международном художественном музее в аббатстве Сен-Савин-сюр-Гартемпе. Она работала в CNRS в качестве архитектора и геодезиста на археологической площадке Храма в Луксоре, в Ливии для компании «Thomson» и в частных архитектурных проектах во Франции.
Фаузия впервые приехала в Узбекистан в 1995 году и сразу же влюбилась в страну, ее исторические памятники, народ и традиционную культуру, которые стали постоянным источником вдохновения.
Фаузия трижды выставлялась на Международном Салоне «Art et Peinture» в Бурже, где она была удостоена Премии за инновации, а также в Галерее современного искусства НБУ в Ташкенте. Она работала над крупными фресками на территории Всемирного наследия аббатства Сен-Савин-ан-Гартемпе и в частных домах во Франции и Испании, а ее картины находятся в частных коллекциях во Франции, Испании, Египте, Корее и Узбекистане .
Родившийся в Ливерпуле в 1944 году, Майкл посещал начальную школу Довдейла с Джорджем Харрисоном и Высшую школу карьерных банков вместе с Джоном Ленноном. После чего закончил обучение в Ливерпульской политехнической школе архитектуры и в планировке города в Сорбонне (Париж). Он работал над рядом престижных проектов в Европе и на Ближнем и Среднем Востоке. В период с 1982 по 1995 год он был международным консультантом Отдела культурного наследия ЮНЕСКО и Бюро всемирного наследия, работая приблизительно в двадцати государствах-членах организации — по вопросам сохранения, управления и проектам музейного проектирования, с Международными кампаниями по обеспечению безопасности, документами о номинации в отношении всемирного наследия и в Миссии постконфликтной чрезвычайной помощи. Он является автором многочисленных публикаций ЮНЕСКО.
Майкл впервые приехал в Узбекистан в 1994 году в качестве консультанта, а затем главного технического советника проекта ЮНЕСКО / ПРООН по возрождению исторических городов Шелкового пути Самарканда, Бухары, Хивы и Коканда, включая восстановление исторических памятников и традиционных районов вместе с возрождением традиционных ремесел. Его интерес к возрождению традиционных среднеазиатских ремесел, особенно традиционных тканей и керамики, появился именно тогда.
С 1996 года он стал Первым главой офиса Бюро ЮНЕСКО в Ташкенте и советником по культуре стран Центральной Азии, до его ухода в отставку в 2007 году, когда он был награжден орденским «Дустлик» Президентом Исламом Каримовым.
В 2008 году Майкл был назначен временным управляющим директором НПО «Бирюза Маунтин» в Кабуле, одной из благотворительных организаций Его Высочества Принца Чарльза.
Увлечение Майкла живописью началось в детстве, опровождалось регулярными посещениями с родителями галереи Walker Art и музея Sudley House с их выдающимися коллекциями картин викторианских английских прерафаэлитов, а также ранних фламандских и итальянских мастеров Ренессанса, которые оказали сильное техническое влияние на его творчество.
Майкл дважды выставлял свои картины в галерее современного искусства НБУ, выполнял частные заказы на фрески в Испании, а его картины находятся в частных коллекциях в Англии, Франции, Испании, Египта, Кореи, Камбоджи, Саудовской Аравии и Узбекистана.
Название «Камар аль-Ниса» — арабского происхождения. «Ниса» означает «Женщина», а «Камар» — «полная луна», символ красоты в восточной поэзии.