«16/19»

Пандемия COVID-19 стала угрозой для жизни людей на глобальном уровне.
Подобная чрезвычайная ситуация не только нарушает привычный ход жизни общества, она также меняет взгляды и поведение людей.

Искусство всегда отражает реальность. 16 художников Узбекистана вдохновились исследовательской работой Центра исследований естественных и гуманитарных наук Университета Бергена (Норвегия). Ученые выделили 16 типов личностей по реакции на пандемию. Такая категоризация позволяет точнее прогнозировать развитие ситуации с коронавирусом.

Типы личностей по отношению к COVID-19:
1. «Отрицатели»: не верят в опасность вируса и стараются вести дела так, как будто никакой пандемии нет.
2. «Распространители»: хотят, чтобы вирусом быстрее заразилось больше людей, выработался коллективный иммунитет и вернулась нормальная жизнь.
3. «Вредители»: пытаются причинить вред другим, например, кашляют на окружающих.
4. «Реалисты»: признают опасность вируса и ведут себя соответственно.
5. «Тревожные»: всегда в курсе последних событий, из страха заразиться соблюдают все правила безопасности.
6. «Созерцатели»: максимально самоизолируются и отстраненно наблюдают за ситуацией.
7. «Накопители»: в панике создают запасы, чтобы чувствовать себя в безопасности.
8. «Неуязвимые»: верят, что обладают иммунитетом к болезни, и продолжают посещать шумные вечеринки.
9. «Бунтари»: демонстративно пренебрегают правилами безопасности, которые ограничивают их свободу.
10. «Обвинители»: перекладывают ответственность за свой страх и проблемы на других.
11. «Эксплуататоры»: хотят использовать сложившуюся ситуацию, чтобы добиться власти или денег.
12. «Инноваторы»: предлагают новые способы противостоять болезни, такие как особые виды медицинских масок, улучшенные аппараты вентиляции легких.
13. «Помощники»: поддерживают окружающих песнями, аплодисментами и т.д.
14. «Альтруисты»: опекают нуждающихся, пожилых, изолированных.
15. «Воины»: сражаются с опасностью.
16. «Ветераны»: пережили уже не одну эпидемию, поэтому тщательно исполняют все рекомендации врачей.

Все идентичности можно разделить на три группы по ожидаемой реакции на ограничительные меры:
1. «несогласные» («отрицатели», «вредители», «неуязвимые», «бунтари»),
2. «частично согласные» («распространители», «обвинители», «эксплуататоры») и
3. «согласные» («реалисты», «тревожные», «созерцатели», «накопители»,
«инноваторы», «помощники», «альтруисты», «воины», «ветераны»).
Преобладание в обществе определенных групп будет определять скорость распространения болезни. А понимание, какая идентичность наиболее представлена в стране, позволит властям выстраивать более эффективную адресную коммуникацию.

Через арт-работы художники показали свое видение адаптации и отношения людей к пандемии COVID-19. Именно это дало название выставке 16/19. Арт-работы также выражают надежду на скорое возвращение к привычной жизни.

Думаем, что каждый зритель сможет увидеть на выставке «16/19» свои эмоции и ощущения, связанные с жизнью во время пандемии.

Проект осуществляется театром «Ильхом» в сотрудничестве со Службой санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья Республики Узбекистан при поддержке Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Кураторы проекта: Шахноза Каримбабаева, Наталья Ли, Ирина Бхарат


1. Аваз Абдураимов
«Воины» и «Бунтари»

Врачи-Воины сражаются с опасностью, воюют с COVID-19 и борются за человеческую жизнь.

Бунтари, не верящие в существование коронавируса и необходимость вакцинации, демонстративно пренебрегают правилами безопасности, которые ограничивают их свободу.

2. Рушана Алимова
«Накопители»

Накопители могут не увидеть ту грань, когда необходимое перерастает в излишнее, отягощающее. «Всё – яд. Всё – лекарства. То и другое определяет доза».

3. Валерия Батаева
«Отрицатели»

Каждый человек в этом мире – часть большого пазла. Любой сделанный нами выбор становится сегментом общей картины. Мы не можем изменить то, что случилось. Но мы можем выбрать, куда идти дальше.

4. Джама Адилов
«Реалисты»

«Пандемический лабиринт»
Каждый из нас бродит по невидимому лабиринту, где в любом углу может таиться незнакомое зло. Иногда этот лабиринт становится изученным, как и это зло оказывается иногда вовсе не таким уж вредоносным, оно просто существует. И если повезет, можем пройти и не соприкоснуться с ним, в этом запутанном жизненном лабиринте. Если повезет…

5. Елена Воропаева
«Тревожные», «Накопители», «Помощники»

Многие люди чувствовали себя как «птицы в клетках» в период пандемии.

Грызуны как символ людей, которые скупали долгохранящиеся продукты, пытаясь обезопасить себя, но тревога все равно съедала их.

Многим людям в этот период морально помогали животные. Благодаря этим маленьким друзьям они ощущали себя спокойнее и стрессоустойчивее в такое тревожное время.

6. Заза Захидов
«Ветераны»

Суть композиции в том, чтобы дать зрителю испытать переживание, похожее на опыт находящегося в критической опасности. Восприятие окружения и собственного тела
в такой момент сильно искажается: горизонт становится ближе, тело становится жестким и неспособным двигаться, глубокое дыхание, заполняющее звук в голове, не дает впитать кислород, а вместе с дыханием отчетливо слышится учащенное до опасной частоты сердцебиение.

Каждый элемент композиции выполнен с помощью нейросети. Элементы визуализируют тело, легкие, нервную систему, звук, дыхание.

7. Зилола Кахрамонова
«Созерцатели»

Цель проекта показать процесс трансформации, которую совершал каждый во время самоизоляции. Трансформация шла внешняя и внутренняя. У кого-то осознанно, у кого-то нет. Кто-то рефлексировал и менял жизнь, а кто-то просто наблюдал за происходящим вокруг.

Работа состоит из визуальной части — анимации, которая передаёт ощущения внешних изменений, отображаемых символами, в виде различных образов. Также, вторая часть — звук, вгоняющий в некое состояние «некомфорта», который сопровождает любую трансформацию.

8. Мохира Мулляджанова
«Помощники»

2 видео арта:

Название работы: Без названия №1
Художник покрывает черный холст белой краской. Черный холст символизирует нестабильный мир, полный хауса, абсурда. Белая краска символизирует добро, надежду на мир. Художник в данном видео является собирательным образом для всех творческих людей, которые посредством своего творчества дают надежду на лучшее.

Участники:
художница: Зи Кахрамонова.
Операторы: Алексей и Марина Нестеренко
Монтаж: Мохира Мулляджанова
Музыкальное сопровождение: «Sha Gen и Firdavs Isoev-Happy Drum»

Название работы: Без названия №2
Танцовщица кружится на сцене, исполняя свой танец. Она покрывает темную сцену белой тканью. Белая ткань символизирует добро, надежду на мир. Танцовщица в данном видео является собирательным образом для всех творческих людей, которые посредством своего творчества дают надежду на лучшее.
Участники:
танцовщица: Маргарита Домахина
Операторы: Алексей и Марина Нестеренко
Монтаж: Мохира Мулляджанова
Свет: Лев Лесин
Музыкальное сопровождение: «Arlaeem Goovajdi-Lola Gullar»
Локация: Театр Марка Вайля «Ильхом»

9. Муниса Исроилова
«Вредители», «Неуязвимые»

Концепция проекта
Проект 1
Два полукруглых формата олицетворяют разделения мира и мнение людей в период пандемии. Идея была основана на эскизах карт эпохи Средневековья, что, в свою очередь, говорит о том, что человечество сделало большой шаг назад, столкнувшись с мировой проблемой. Суть проекта заключается в призыве к объединению людей для решения данной ситуации.

Проект 2
Картина в форме призмы, символизирующей искаженное восприятие Земного шара, изображает карту современного мира. Различные вертикальные и диагональные линии как символ разностороннего подхода к ситуации в разных регионах. Несмотря на использование макетов карт, нет смысла затрагивать тему политики, кроме как политики человечности.

10. Лейла Рахматуллаева
«Реалисты», «Ветераны»

Дыхание
Панический страх того, что не можешь вдохнуть полной грудью, особенно знакомый людям, болевшим COVID-19. Особенно остро в таком состоянии ощущается любое воздействие на лёгкие — будто бы они только и состоят из большого количества маленьких дыр.

Вовлечение
Люди во время локдауна, закрывшиеся в домах, как маски лиц, выглядывающие из стекол. Они одновременно и далеко, и близко друг от друга.

Это и есть наблюдение. Ожидание. Вовлечение.

QR коды каналов, где будет музыка:

https://t.me/+QcGx82aDAJM1Y2Ji
https://t.me/+5oP0k9pWGDczNmZi

11. Севилия Акрамова
«Распространители», «Обвинители», «Эксплуататоры»

Серия плакатов «Лики».
1. Маска плача. Плачущая маска человечества, на ней все ещё не восстановились раны от боя с невидимый врагом. Сухое дерево – символ потери и скорби, но также и символ пробуждения и возвращения жизни.
2. Маска тщеславия. Маска с ухмылкой, а за ней стоит гора «голов», которые лишились мечты и стука сердца. Это ужасная улыбка – улыбка безразличия.
Здесь тоже сухое дерево, оно же наш дом и наша защита.
3. Маска крика. Словно сухие ветви дерева, в наших головах проработают страшные мысли об ужасах пандемии. Дерево заставляет нас задуматься о последствиях жизнедеятельности человека, как это отражается на природе, и как следствие всех наших болезней и невзгод. Мы сами должны улучшить ситуацию и сохранить хрупкий мир.

12. Эльдос Фазылбеков
«Созерцатели»

«Созерцатели»: максимально самоизолируются и отстраненно наблюдают за ситуацией. Они так же самоизалированы. Они все среди нас, но в то же время не с нами. Они всегда пристально наблюдают за нами. Скульптуры – это и есть созерцатели.

13. Нафиса Хуснитдинова
«Вредители», «Ветераны», «Тревожные»

Описание работ
1 Вредители. Человек, что стал не чист в своих намерениях, явно отторгает все вокруг не давая покоя другим.
2 Ветеран. Легкие из книг дают знать о том, что этот персонаж имеет много познаний и пережитого опыта в подобных ситуациях. Ирис также означает мудрость и понимание, цветок держит духовный внутренний стержень человека.
3 Тревожные. Хрупкие цветы, которые закрылись напрочь в себе, из-за ситуации с COVID-19 они остерегаются всех и вся. Ощущение, что вокруг них все заражены, и это чувство страха и тревоги не оставляет их в покое.


14. Эдие Яглы
«Неуязвимые», «Инноваторы»

Название работы: «Трансформация»
Идея передать образ нового человека. QR код трансформирует сознание человека и видение мира, создавая ореол неуязвимости. QR код, как «посадочный билет в будущее». Монохромное решение композиции, как разделение жизни До и После начала новой Эры QR. Сегодня код открывает все двери. Главная концепция – создание «портала», через который нужно пройти каждому, чтобы попасть в новый мир.

15. inkuzart
«Реалисты»

«19 симфония Коронавируса»

16. Arlaeem Goovajdi
«Несогласные», «Частично согласные», «Согласные»

Название проекта: •кто я?•
Описание проекта: Музыкальное путешествие вглубь себя.

Композитор — Арлайим Гувайды (Arlaeem Goovajdi)
Музыкальный соавтор — Le Luu Lien

Арлайим Гувайды (Arlaeem Goovajdi)
Музыкант, композитор, перформер, художник, Ильхомолюб

Зеркало # 1
https://t.me/pesnyacovid1

Зеркало # 2
https://t.me/pesnyacovid2

Зеркало # 3
https://t.me/pesnyacovid3

Зеркало # 4
https://t.me/pesnyacovid4