Спектакль Бориса Павловича «Вятлаг»

Спектакль «Вятлаг» появился тогда, когда в стране начались судебные процессы по делу о массовых протестах на Болотной площади. Не связанный с сегодняшними реалиями напрямую, спектакль обращен к истории семидесятилетнй давности.

«Вятлаг» — это фрагмент дневника латышского крестьянина Артура Страдиньша, попавшего в лагерь в 1941 году за принадлежность к общественной организации, признанной советской властью контрреволюционной. Страдиньш просидел в лагере десять лет, потом отправился в ссылку в Красноярский край. В лагере он вел тайный дневник на папиросной бумаге – в спектакле Бориса Павловича озвучен один год этой летописи.

Спектакль лишен театрального антуража, все внимание сосредоточено на тексте: спокойный худой человек в очках зачитывает короткие записи на маленьких скрученных бумажках. На этих клочках бумаги целая жизнь с ее ровным однообразным течением: работа на лесопилке, лагерная больница, воровство в бараках, короткие разговоры с сокамерниками. Много, подробно про еду, про нормы выдачи хлеба. Спокойно – про смерти знакомых, родственников, соседей по нарам. Часто – про молодую жену, о судьбе которой в лагере не узнать. В записках Страдиньша, постепенно заполняющих письменный стол — тот образ мыслей и тот способ жить, который в значительной степени был уничтожен советской властью. Крестьянский хозяйственный ум Страдиньша, его тесная связь с землей, генетическая традиционность в соблюдении национальных традиций, память о народных праздниках — все это оставалось живо и в лагере, питало, давало силы.

Скромной документальности «Вятлага» не свойственны обобщения, спектакль не стремится напугать, поразить умы масштабами репрессий, ужасающей статистикой расстрелов или арестов. Катастрофа, случившаяся со страной, с народами пропущена здесь сквозь призму частной истории обычного, неизвестного человека. Насилие системы, по «Вятлагу», не только в физическом уничтожении, но еще и в тотальной несвободе, в бессмысленном лагерном быте с его однообразностью, убогостью, бесцельностью и униженностью человека. «Вятлаг» — о глобальном эксперименте по переделке человечества, случившемся в двадцатом веке, последствия которого мир ощущает и по сей день.

Анна Банасюкевич