Рецензия: «Мамаша Кураж и ее дети»

Немецкий поэт и драматург Бертольд Брехт начал работу над пьесой «Мамаша Кураж и ее дети» в канун Второй мировой войны. Он задумал ее как предупреждение властям, которое должно было прозвучать со сцен больших городов: «Кто хочет завтракать с чёртом, должен запастись длинной ложкой». Драматург дописал пьесу осенью 1939 года, когда война уже развернулась, и с горечью признал поражение: «Писатели не могут писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь чтобы сочинять, надо думать… «Мамаша Кураж и ее дети» — опоздала». Как же он ошибался.

http://myday.uz/teatr/recenziya-mamasha-kurazh-i-ee-deti
Спустя 80 лет режиссеры по всему миру продолжают возвращаться к пьесе Брехта, как к самому громкому предупреждению о недопустимости войн и их страшных последствиях. Фокус на театральных сценах сосредоточен не столько на миллионах человеческих жизней, оборвавшихся автоматными очередями и минами, а сколько на том, как уродует война человеческую душу. К этой же теме обращаются в премьерном спектакле по мотивам пьесы Брехта «Мамаша Кураж и её дети» театры «Дийдор» и «Ильхом».
Совместный проект, в котором задействованы ведущие актеры театра-студии «Дийдор», звучит на узбекском языке и сопровождается субтитрами на русском. Режиссер-постановщик Борис Гафуров принял дерзкое решение и отказался от оригинального музыкального сопровождения. Сонги (песни) Брехта, которые считаются ключом к пониманию как персонажей, так и самой пьесы, в 1946 положил на музыку немецкий композитор Пауль Дессау. Она звучала во многих спектаклях, но не в «Ильхоме» — Санжар Нафиков создал для премьеры новое музыкальное полотно с теми же задачами, но с современным звучанием.
Актеры театра-студии «Дийдор» блестяще справились с очень непростыми ролями. Хозяйка фургона Анна Фирлинг, она же Мамаша Кураж (прекрасная Юлдуз Раджабова) – беспринципная и корыстная женщина, которая живет войной. Ест за ее счет, богатеет и при этом считает себя и своих детей «вне политики».
Она прибегает к фальшивому пророчеству, чтобы запугать сыновей скорой смертью и укрыть от службы, но ироничная судьба решает подыграть торговке и исполняет предначертанное. Анна теряет бесстрашного Эйлифа (Миркамол Карабаев), простака Швейцеркаса (Умид Ходжаев), самоотверженную Катрин (Сетора Тешабоева), которая всем сердцем ненавидит войну. Но, даже лишившись всего самого дорогого, что было в её жизни, Мамаша Кураж не способна вынести урок из трагедии. Она продолжает жить войной, потому что больше ничего не умеет; мир пугает ее, потому что оставит наедине с собой, страшными потерями и кучей ненужного хлама в старом фургоне.
Цельные и убедительные образы создали Акбарходжа Расулов, который сыграл пройдоху-священника; Журабек Арзиев – его повар – мудрец с червоточиной; отчаянную и сохранившую крупицы человечности Иветту Потье оживила Ирода Касымова. Громкие аплодисменты сорвали Улмас Ураев, Умар Джумаев и Сардор Саидов, которые сыграли трусоватого фельдфебеля, расчетливого вербовщика и кровавого командующего.
За трехчасовую постановку, которая держала все время в напряжении, зрители стоя поблагодарили актеров, музыкантов, режиссера и всех причастных к ее созданию шумными овациями.

Обязательно посмотрите и вы – следующий показ состоится на сцене театра «Ильхом» 27 октября.

Виктория Абдурахимова.