«Приключение ‘ С» от «Ильхома»: очевидное и абстрактное

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ ‘ С» — ВЕЩЬ ДОСТАТОЧНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ, НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, СТАРАТЕЛЬНО РАЗЖЕВАННАЯ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ. ВЧЕРА И СЕГОДНЯ МЕСТОМ ЕГО ПОКАЗА СТАЛА ПЛОЩАДКА АЛМАТИНСКОГО «АРТИШОКА».

И чего в постановке только нет…

Вот, образы измененного сознания, идущие на экран с видеопроектора, когда его потоки демонстрируют по той или иной причине «выжившие из ума» (с обывательской точки зрения): бомжи с нарушениями мозговой деятельности на почве алкоголизма, тихие и громкие городские сумасшедшие, старики с деменцией, «творчески-альтернативная» интеллигенция.

А вот на сцену выходит Гоголь, мучительно боявшийся, что его похоронят живьем; и в разных ипостасях заново истолкованный герой его «Записок сумасшедшего».

Не обошлось без художника Василия Кандинского и текстов, посвященных экспериментам в области абстрактного искусства-провокации, искусства- экспериментов и поисков духовности.

В видео-, звукоряде, музыкальной и текстовой составляющей поучаствовал и как непосредственный их создатель или исполнитель Ян Добрынин — актёр с центральной и связующей ролью в постановке, от которого «плясали» (иногда в прямом смысле слова) еще две актрисы — Анастасия Сергеева и Христина Белоусова, перевоплощаясь в самых немыслимых персонажей – как с точки зрения пластического, визуально-костюмированного, так и акустического.
Конечно, трудно не догадаться, что речь в спектакле и в целом об искусстве, и конкретно – о том его виде, который наиболее близок участникам проекта – Театре.

Хаотичное смешение стилей, жанров, форматов, импровизационно, но очень логично: зрителя приглашают заглянуть в творческую лабораторию хотя бы одним глазком, а потом затягивают целиком. Так, чтобы ни продохнуть (перед началом спектакля в зале была устроена настоящая дымовая завеса), ни уснуть (мощный и громкий саунд возникал по ходу действия не раз).

Власть, маленькие люди и большие, стеклянные стены между внешней и внутренней природой человека. Кто в силах познать самого себя? Только тот, кто умеет выходить за рамки, слышать беззвучное, подчиняться вибрациям своей и чужой (которая всегда потемки!) души.

Абстрактное искусство говорит иным языком, минующим фильтр Разума, похожим на музыкальный, который прямо воздействует на эмоции и Душу. А у истинного Искусства особая миссия, а не просто унылая служба по изображению реальности. Ему по плечу показать подлинную духовность, порой весьма далекую от земных устремлений и традиций чего бы то ни было.

Полтора года назад театр «Ильхом» был в Алматы с постановкой «Дождь за стеной». Многие зрители ушли ошарашенными, не в силах сразу «переварить» объем проблематики, заложенный всего в одном спектакле.

В этом году театр АРТиШОК в честь своего 15-летия осуществляет в театральном сезоне проект поддержки молодых режиссеров. Наша группа побывала на гастролях в Ташкенте — впервые за последние 10 лет со спектаклями «Аккомпаниаторша» и «Пушкин stand up».

Актриса, руководитель проектов и управляющий директор театра Анастасия Тарасова рассказала на пресс-конференции в день первого спектакля «Ильхома», что артишоковцам понравилось в Узбекистане, а Максим Фадеев, как режиссер и руководитель исследовательской Лаборатории Иллюзии заверил всех присутствующих, что непривычное пространство в Алматы показалось по-семейному уютным и приветливым, поэтому легко было освоено.

Но главное, что подчеркнула перед началом вчерашнего спектакля Анастасия, что в этот вечер в «АРТиШОК» пришли не только его завсегдатаи, но (и главным образом) поклонники «Ильхома», которых, как выяснилось в Алматы немало.

Фото с сайта http://ilkhom.com/

Текст: Яна Дексова

http://www.minimagazine.kz/ilhom-almaty/