Первая арт-резиденция Public Art

В октябре 2018 года, на базе Театра Марка Вайля «Ильхом», в Ташкенте, прошла первая Арт резиденция для художников Public Art.
Резидентами стали киевские художники Dima Fatum и Maria Tonika Uvarova.
Проект поддержан CEC ArtsLink, и проходил в рамках Платформы Арт Проспект.

Для Ташкента это первый опыт создания городской настенной росписи (mural) в таком масштабе. Мы очень хотели сделать первый шаг в новом для Ташкента направлении.
И ожидали, что мнения горожан будут самыми разными – от полного неприятия, до поддержки и радостных эмоций.
Наш город стремительно развивается, и впускает в себя тенденции современного искусства.
Пионерам всегда тяжело. Мы столкнулись с немалым количеством «подводных камней», которых, как казалось при старте проекта, уже нет! Но, благодаря поддержке наших ташкентцев, мы двинули эти камни.

Будьте уверены, мы видим и знаем все наши плюсы и минусы. И ваша критика ненамного сильнее нашей самокритики. В команде работали профессионалы, а самое главное, не равнодушные люди. И мы знаем и понимаем – куда и с кем нам двигаться.

Главный итог Арт резиденции – в Ташкенте появился Mural, раз!
Два – мы будем продолжать! И каждый следующий шаг будет больше и круче!
Три – ташкентские художники, объединяйтесь! Мы уже начали разработку концепции росписи городских фасадов. Очень хотим делать это вместе с вами!
И очень рассчитываем на помощь городских властей, Общественного Совета, бизнес – структур.

Особая благодарность за поддержку и реализацию первой Арт резиденции
Hope Art Studio — https://www.facebook.com/hopeartuz/
Надежде Рихсиевой — https://www.facebook.com/hope.rixieva)
Кафе “Testo by Zamira&Co” — https://www.facebook.com/yavtesto/
и лично Равшану Уктамову (https://www.facebook.com/uktamov.ravshan)

И еще немного о первом mural в Ташкенте (автор текста Maria Tonika Uvarova):

Рисунок-повествование об историческом и современном Ташкенте.

Идея родилась в результате нашего пребывания на арт-резиденции, где принимающей стороной и проводником в город стал легендарный театр «Ильхом». Около недели мы провели здесь, исследуя и погружаясь в контекст: знакомились с локальными «культурными кодами», лидерами мнений, созерцали облик города, посещали музеи, экскурсии и просто много гуляли, чтобы прочувствовать дух и атмосферу.

Центральной частью композиции является реальный объект — дерево, растущее перед зданием. Отсюда и берет свое начало сюжет рисунка. Такой прием в стрит-арте именуется как «site specific art» и означает, что художественное произведение было создано под конкретное место, учитывая его особенности. Сюжет обыгрывает этот элемент окружающей среды, как самый важный.

Итак, мы видим двух аистов (символ города), вознесших ввысь девушку с кувшином в руках, которая поливает дерево. Кувшин, в данном случае, это аллюзия на фонтан — еще одна из отличительных особенностей̆ Ташкента. Если присмотреться, на кувшине изображён национальный орнамент в виде хлопка. Этот элемент отсылает к тому, что Узбекистан — один из крупнейших в мире производителей хлопка. Но его выращивание требует большого кол-во воды, что является одним из факторов осушения Аральского моря и влечет за собой неминуемые экологические последствия. Интересно, что девушку поддерживает адрас — ткань с узбекским орнаментом, которая с давних времен является национальным достоянием и частью культуры страны. Также здесь изображены и другие элементы культурного наследия — в частности, мы видим раскопки древней крепости Тамерлана. Что интересно, принципы построения крепости отразились в стенах Старого Города Ташкента. Когда мы гуляли по нему, обратили внимание, что 90% его улиц уводят в тупик, и если нет навигатора, то непременно заблудишься. Такие же основы фортификационного строительства были заложены в древней крепости Амира Темура — там только один путь из пяти был проходной и вел внутрь, остальные — были тупиковыми.

Рядом с археологическими раскопками изображен молодой человек, добывающий золото. Безусловно, этим мы хотели сказать, что Узбекистан занимает второе в мире место по добыче золота и четвёртое по его запасам.

Позади мужчины мы обнаруживаем пень и высеченную из него фигуру верблюда. Не так давно Ташкент славился своими красивыми деревьями в парках и на площадях. Но по непонятным причинам началось массовое вырубание деревьев, а вместо них посадили маленькие ёлочки. Верблюд же здесь является не только историческим символом, отсылающим к Шелковому пути. Оказывается, в 2018 году Узбекистан закупил 1 500 верблюдов и это первый шаг навстречу организации современного экотуристического центра. Нам видится очень позитивным такого рода преемственность поколений. Дань прошлому, нашедшее отражение в будущем.

Данным муралом мы хотим сказать, что Узбекистан, и Ташкент в частности, богат своим природными ресурсами, культурным наследием, интересен уникальным историческим сплавом. Но также мы призываем обратить внимание и на существующие проблемы (как явные, так и потенциальные) и предлагаем практиковать разумное потребление всех вышеперечисленных благ.