«Неправильный» Гамлет

ЖЖ-юзер salty_ddog

Как выяснилось, ильхомовская постановка «Гамлета» вызвала недоумение, не только у меня, но и у Облака и Анастасии, правда по разным причинам.
Как и обещала, выскажу свои соображения.

Главное – шекспировский «Гамлет» это трагедия. И трагедия не столько убийства и предательства отца Гамлета женою и братом, а сколько трагедия внутреннего, душевного разлада, человека вынуждаемого совершить убийство, отомстить практически против его воли. Под давлением морали и общепринятых представлений о чести того времени, Гамлет все-таки идет на отмщение «око за око» и отомстив, умирает. И смерть его, в какой то степени, милость со стороны  судьбы. Останься он в живых, он угрыз бы себя сомнениями.

А тут получился какой то детектив – Гамлет ни минуты не терзаясь сомнениями, тут же составляет план по проверке агентурных данных и устраивает ловушку для Клавдия, чтобы получить подтверждающие свидетельские показания…

Никакого сожаления о случайно убитом Полонии, никакой скорби о сошедшей с ума Офелии. Но зато яростное обвинение матери, так и ждешь, что сын бросит в лицо матери — Ты следующая…

Такой Гамлет спокойно принял бы законную власть и правил много лет, не нуачо?

Нет, это не Гамлет, это кто-то другой.

Вообще сложилось такое впечатление, что режиссер хотел как можно дальше убежать от классических трактовок пьесы, нарушить все стереотипы и «выпрыгнуть из клетки», но в стремлении сломать штампы, перестарался, зашел слишком далеко и в результате получился «неправильный» Гамлет, утерявший свой изначальный смысл.

А теперь о достоинствах:

Очень понравилось исполнение «двух из ларца» Розенкранца и Гильденстерна. Мгновенное перевоплощение  добрых старых приятелей принца в «радыстаратьсяваше величество», страшная безликость…

Хочу еще отдельно сказать о Клавдии в исполнении Бориса Гафурова. По-моему, это лучшая роль во всем спектакле. Злодей, мерзавец, и при этом живой человек. Сцена молитвы Клавдия впечатлила больше всего, его попытки оправдаться не перед Богом, перед самим собой и страх заглянуть в собственную душу – переданы так, что безоговорочно веришь – Да, это так.

Но вообще персонажи производят впечатление кучки безумцев, психов. Очень много крика, шума, истерик и идиотского хихиканья, да еще этот красный цвет – пожар в дурдоме.

Пожалуй, только Горацио выпадает из общей картины своей вялостью, бледностью и тихими репликами. Ну да у него своя функция, как заметила Облако это не самостоятельный персонаж, а скорее голос совести Гамлета. Не случайно он и одет в серое. А кстати, костюмы прекрасные. Это просто находка разделить персонажей по цветам, которые сразу характеризуют персонажа.

Кроваво-красные декорации страшно раздражали и резали глаз, по крайней мере, мне.

А вот звуковое оформление очень понравилось. Музыканты, стоящие по углам прекрасно  дополняли  каждое действо ударами в барабаны, трещотками, и т. д., «дорисовывали» картину.  У меня даже зачесались руки постучать по барабанам 🙂

О, чуть не забыла про сование флейты в задний проход, которое так покоробило Анастасию. Не знаю, что возмутило ее, а вот мне был неприятен явственный тюремно-блатной оттенок в этой сцене. Гамлет как бы говорит своими действиями – Хотели меня поиметь? Я сам вас поимею.

Прошу прощения за сумбурность изложения, пишу урывками уже целый день.

Делать кросс-пост в сообщество не буду.

Тем, кто не был, рекомендую сходить и составить собственное мнение.