Кафку сделали былью.

Приближение новогодних праздников театр «Ильхом» отметил совершенно нерождественской премьерой по роману Франца Кафки «Замок», где место социальной ангажированности заняла тема творческого поиска.

В сегодняшнем мире Кафка уже давно превратился в имя нарицательное. «Это все какая-то кафка», — зачастую пишут люди в соцсетях, пробыв целый день в ОВИРе, поликлинике, ТСЖ или у местного начальства. «Мы рождены, чтоб кафку сделать былью» — придумал однажды художник-концептуалист Вагрич Бахчанян. Что же до реального автора, то Франца Кафку называют создателем сюрреалистической литературы, певцом отчуждения и одиночества, пророком, предсказавшим ужасы тоталитаризма.

В романе «Замок» и сегодня легко увидеть иносказание о тоталитарном обществе. Таинственный замок, нависающий над деревней — абсолютная и бездушная власть, главный герой, землемер — пытающийся закрепиться в этом мироустройстве и обитатели деревни — обыватели, которые не только приспособились к такому миропорядку, но и раздражены появлением чужака.
Создатели спектакля не стали идти по проторенной дорожке, а попытались извлечь из текста романа, который остался незавершенным, новый смысл. Появление Кафки на сцене «Ильхома» далось коллективу Марка Вайля непросто. Приглашенный весной для работы в театре новосибирский режиссер Анна Зиновьева поначалу с энтузиазмом взялась за новый материал — рассказ «Превращение» и письма писателя к отцу. Но когда работа уже близилась к концу, Зиновьева неожиданно отказалась довести спектакль до премьеры.
Творческую эстафету подхватил актер театра Максим Фадеев, поменявший литературную основу спектакля. В прошлом году он поставил в «Ильхоме» спектакль «Приключение’С». Эксперименты с текстами Николая Гоголя и художника Василия Кандинского оказались довольно вычурными и претенциозными. В «Замке» молодой режиссер выстрелил сразу из всего полученного им арсенала знаний в поиске новых форм на сцене, афиша нового спектакля пестрит новыми именами.
Фадеев вместе со сценографом Аскаром Урмановым над пространством сцены подвесил таинственный круг, напоминающий колесо Сансары, которую актеры то раскачивают, то погружаются в него, словно в магический кристалл. В постановке, не совсем сложившейся к премьере ритмически, есть продуманные сцены, где слились страхи и видения Кафки, где распадается музыка (Сухроб Назимов, один из участников музыкального коллектива Omnibus), и угловатые, порой, неудобные движения актеров (хореограф Дамир Булатов) буквально утягивают зрителя в потусторонний мир писателя и его героев. С другой стороны, есть выразительные актерские работы — как у Бориса Гафурова, Владимира Юдина, Анастасии Макаровой и Яна Добрынина.
Новую постановку можно принять за рассказ о творце и художнике, который появляется ниоткуда и стремится обрести свой «замок». Неслучайно в название спектакля к заглавию романа через точку приписывается буква «К» — ей указан главный персонаж романа, протагонист Кафки.
В нынешнем мире повсеместного упрощения сценическую судьбу нового спектакля предсказать сложно. Благодарная публика «Ильхома» сможет оценить просветительскую миссию театра, который продолжает знакомить зрителей с мировыми литературными именами. Для всех, кто приходит в театр отдохнуть от сложных формул и посланий, нужно лишь потерпеть — впереди рождественская неделя, где, по традиции, коллектив Марка Вайля всегда весел, легок и понятен.

Автор: Дмитрий Поваров, 12 декабря 2016

http://www.afisha.uz/theatres/2016/12/12/retsenziya-zamok-k/