Ташкентский театр «Ильхом» представил на «Золотой маске» постановку «Дождь за стеной»

179На фестивале «Золотая маска» показали спектакль «Дождь за стеной» по пьесе Юрия Клавдиева. Это совместный проект ташкентского театра «Ильхом», узбекского ансамбля «Омнибус» и московской студии SounDramа под руководством Владимира Панкова. Постановка «Дождь за стеной» представлена вне конкурса. Рассказывают «Новости культуры».

Не подумайте, что в Центре Мейерхольда не успели прибраться – весь этот мусор на полу – бумага, бутылки и даже шприцы – здесь для того, чтобы плавно вводить зрителя в атмосферу спектакля «Дождь за стеной», рассказывающего о не самых приглядных сторонах нашей жизни.

Спотыкаясь, ойкая и хрустя раздавленной пластмассой зрители еще в фойе понимают:
их ждет нечто ультрасовременное и не обязательно цензурное. Недаром на афише пометка «18+». Пьеса новодрамовского поэта-агрессора Юрия Клавдиева – жесткая – и по смыслу, и по тексту – современная драма. Именно это стало вызовом для театра «Ильхом».

«Настолько современный и жесткий язык Клавдиева, он конечно, новый, – говорит художественный руководитель театра «Ильхом» Борис Гафуров. – Новая эстетика для театра “Ильхом” – такого мы еще не делали. И это тоже было волнительно, потому что мы, когда делали спектакль, волновались, насколько примет этот текст, эту жесткую историю – очень честную, откровенную, наш зритель восточный, не привыкший. Если в Москве это уже распространено, то в Ташкенте, в Узбекистане это, конечно, было впервые».

Милиция приходит с рейдом в заброшенный дом. Сюда же завернули уколоться два наркомана. Вполне предсказуемый, кажется, расклад, неожиданно взрывается явлением главной героини – девушки с ружьем, мстящей за расстрел отчима. Романтическая «жесть» от Юрия Клавдиева: с брутальными и нежными героями, с поэзией, спрятанной в ржавой арматуре, с вечной идеей справедливости ценою крови. Владимир Панков и «SounDrama» вместе с артистами ташкентского «Ильхома» и превращают эту социальную пьесу образца 2004 года в полифонию звуков, голосов и речитативов. Сначала – зритель путается в экзотической смеси ингредиентов, потом различает внутренний ритм.

«Зачастую все как-то вверх-вниз, а тут как-то – вверх-вниз и резкий слом, – говорит актер театра «Ильхом» Алексей Писцов. – Научиться этому до конца жизни нельзя, но как запретный плод попробовать и потом понимать, что так можно делать, что это возможно и доступно – это да, очень важно, особенно для молодого актера».

Результат творческой лаборатории, спектакль «Дождь за стеной» уже вошел в репертуар театра «Ильхом». Играется два раза в месяц на зал в полторы сотни человек, всегда – с аншлагом. Местная публика приняла острую современность, сдобренную уличной лексикой. Вот только путешествовать постановке сложно: кроме 11 актеров и шести музыкантов нужны еще десять технических специалистов, чтобы обеспечить живой звук этого сложного музыкального действа.

Новости культуры