От мала до велика: Театр Марка Вайля «Ильхом» рассказал детям о том, из чего на самом деле состоит жизнь.

“Удивительное путешествие кролика Эдварда» история про то, что присутствие в этом мире непременно разобьет твое сердце. Но, как говорится в книге, это естественно. Только такая жизнь и есть истинная: с трещиной в сердце, которое, в конце концов, будет разрываться от любви”, —
Кейт ДиКамилло

Пролог & Эпилог

Однажды жил на свете фарфоровый кролик, которого любила маленькая девочка. Этот кролик отправился в путешествие по океану и упал за борт, но его спас рыбак. Он был погребён в куче мусора, но его отрыла собака…

Однажды жил на свете кролик, который любил маленькую девочку и видел, как она умерла…

Однажды жил на свете кролик, который танцевал на улицах Мемфиса. Повар разбил ему голову на множество осколков, а кукольных дел мастер вернул кролика из небытия, откуда практически нет возврата …

Однажды жил на свете кролик, который в один прекрасный день вернулся домой.

25 и 26 апреля состоялась премьера первого детского спектакля в Театре Марка Вайля «Ильхом». Инсценировка одноименной повести американской писательницы Кейт Дикамилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда» не оставила ни одного зрителя равнодушным. Детский спектакль поднимает отнюдь недетские вопросы, размышляя о реалиях жизни и о том, что, только потеряв, мы начинаем по-настоящему ценить. Классический воспитательный роман, рассказывающий одиссею фарфорового кролика Эдварда, абсолютно не совпадает со стандартными и банальными представлениями о детской сказке. «Удивительное путешествие кролика Эдварда» имеет некую тождественность с «Оловянным солдатиком» Андерсена. Однако главное отличие между этими двумя сказками состоит в том, что одноногий оловянный солдатик имеет любящее сердце, стойкость и силу воли, в то время как инфантильный, чёрствый и самовлюбленный фарфоровый кролик не раз падает духом во время своего «приключения».

Руководитель постановки Борис Гафуров и режиссёр Тимур Шарафутдинов совместно со сценографом Василием Юрьевым изобразили максимально выразительную форму для восприятия спектакля, применив визуальные мультимедийные приемы: анимацию и театр теней. Не возможно не отметить гармоничность великолепной актерской игры и визуальных эффектов, которые никоим образом не перетягивали «одеяло внимания» на себя, скорее, наоборот, дополняли друг друга. Особого внимания заслуживают фоновые, постоянно меняющиеся декорации в форме отдельных вращающихся блоков-дверей, которые служили не только экраном для визуализации сказки, но также были использованы в качестве кровати, звездного небосклона, больничной койки, гардеробного шкафа и многого другого. Музыкальное сопровождение, написанное композитором Санжаром Нафиковым – выдающимся пианистом и членом этно-джазовой группы Jazzirama, превращало грустные моменты в наиболее чувствительные, а во время веселых – заставляло пуститься в пляс. Помимо зрительного и слухового органов чувств, в сцене, действие которой происходило на свалке, зрители также использовали рецепторы обоняния. Данные приёмы языка театральной условности послужили очень эффектным знакомством современного юного зрителя с театром. Кролик Эдвард, в исполнении молодого, очень «гибкого» и харизматичного актера Руслана Ергашева, был легко принят детьми и подростками за «своего». Самовлюблённый Эдвард был стильно одет в модные слипоны «Adidas», специально скроенные по нему пиджак и брюки, длиною 7/8, модную шляпу, съемные манжеты и воротник, вокруг которого была элегантно завязана шелковая бабочка-галстук.

В целом, в постановке много забавных моментов, которые помогают разбавить и разрядить атмосферу, и сопровождаются детским смехом. Заметный контраст эмоции наблюдается во время сцены в столовой, где хохот от игры поющей Юлии Плакиды и разозлённого шеф-повара в лице Яна Добрынина сменяется на печаль и удивление, когда голова кролика разбивается на мелкие кусочки.

Находясь в состоянии клинической смерти, Эдвард чувствовал себя счастливым как никогда раньше: он встретил всех, кого потерял; он умел передвигаться совершенно самостоятельно, без всякой помощи; кролик был одет в элегантный новый костюм и у него появились заветные крылья. Однако это счастье продлилось недолго, фарфоровый Эдвард был разбужен голосом мастера кукольных дел Люциуса Кларка, которого блистательно сыграл наиталантливейший и мой любимый актер Алексей Писцов:

– “А… вот ты, наконец, и очнулся”, – сказал мастер. – “Теперь я вижу, что ты меня слушаешь. У тебя была сломана голова. Я её починил. Вернул тебя с того света”
– “А сердце?”, – подумал Эдвард. – “Сердце моё ведь тоже сломано”…

Простояв много месяцев на полке в мастерской Люциуса Кларка, Эдвард уже потерял всякую надежду. Он ничего и никого не ждал. Он даже гордился тем, что он никого не ждёт, ни на что не надеется и сердце не ёкает у него в груди. Однако не стоит забывать, что это «путешествие» всего лишь сказка, а сказка, даже необычная, имеет хороший и счастливый конец.

Итог спектакля: задумчивые лица детей и улыбки взрослых, за которыми могут скрываться слёзы.

Кроличья road-story – это сильный и глубокий спектакль, который даёт пищу для различного рода размышлений, учит сочувствовать и сопереживать главным героям.
“А что, если и правда кто-то в мире ждёт именно меня и хочет меня полюбить? Тот, кого и я смогу полюбить? Неужели это возможно?”

«Путешествие кролика Эдварда» — это в тоже время «путешествие» зрителя внутри самого себя. Изменения происходят не только в фарфоровом кролике, но и в тех, кто находится напротив него, в нас самих, ведь «если у тебя нет намерения любить и быть любимым, тогда в путешествии под названием «жизнь» нет никакого смысла”.

Азиза Мусакулова