Одинокий голос человека. К Дням немецкой культуры в театре «Ильхом»

В январе 2017 года, вслед за декабрьской премьерой спектакля «Замок.К.» по знаменитому немецкоязычному роману Франца Кафки, в театре Марка Вайля «Ильхом» при поддержке Гете Института (г. Ташкент) прошел интересный трехдневный театральный марафон – Дни немецкой культуры. В этом году руководители проекта решили нарушить сложившуюся многолетнюю традицию и вместо современной немецкой драматургии предложили на суд зрителя три сценические импровизации к шедеврам мирового кинематографа, созданным тремя знаменитыми немецкими кинематографистами.

17 января театром была показана театральная версия «Неба над Берлином» Вим Вендерса (режиссер Максим Фадеев).
19 января «Горькие слезы Петры фон Кант» Райнера Вернера Фассбиндера (режиссер – Заслуженная артистка Узбекистана Марина Турпищева) и 21 января «Жестяной барабан» Фолькера Шлендорфа (режиссер – актер и художественный руководитель театра «Ильхом» Борис Гафуров). По сути перед зрителем предстала своеобразная экзистенциальная драма-трилогия, посвященная проблемам бытия, существования человека, которая, если прибегнуть к еще одному знаменитому кинематографическому шедевру, могла бы, на мой взгляд, идти под общим названием «Одинокий голос человека» (название ранней ленты всемирно известного российского режиссера Александра Сокурова по одноименному рассказу Андрея Платонова). Три замечательные работы театра (каждая со своей индивидуальной интонацией — философской, трагической, трагикомической) в том качестве, в котором они были представлены театром, уже сегодня достойны на постоянной основе присутствовать в репертуарной афише «Ильхома», хотя, со слов главного руководителя проекта и режиссера одного из спектаклей Бориса Гафурова, — это всего лишь примерные сценические импровизации, с предварительными костюмами и с предварительным сценографическим решением, требующие дальнейшей работы и финансовых вложений.
Однако нет сомнения в том, что зритель, который побывал на этом театральном марафоне, будучи незнакомым с представленными на нем кинематографическими шедеврами и их литературными первоисточниками (это одноименная пьеса Р. В. Фассбиндера и роман Гюнтера Грасса «Жестяной барабан»), непременно захочет с ними познакомиться. И в этом отношении меньше всего усилий потребует от зрителя фассбиндеровское произведение. Ведь Р. В. Фассбиндер является не только режиссером фильма «Горькие слезы Петры фон Кант», одновременно он же его сценарист, написавший сценарий по собственной пьесе – она слегка сокращена режиссером Мариной Турпищевой, возглавившей творческую группу одноименной театральной импровизации.
JPG
Героиня спектакля, фильма, пьесы Петра фон Кант – талантливый дизайнер одежды, успешная в профессии женщина, сделавшая международную карьеру. Она, несомненно, принадлежит к сливкам общества, но в обычной жизни она высокомерна, жестока, пресыщена – этакая «рафинированная стервь», привыкшая все покупать, живущая в обществе потребления, где все выставлено на продажу, где все построено на парадигме «товар-купец», в том числе и в области межличностных отношений. Глухая к потребностям других, к потребностям собственной дочери, сама Петра, однако, жаждет понимания, соучастия и любви. Она не испытывает потребности отдавать, но постоянно жаждет брать, обладать, подчинять. Разочаровавшись в профессии, в мужчинах, во всем пресытившаяся, Петра наконец решает «испробовать» еще и запретную любовь, осуждаемую обществом. Она – типичный пример «усеченного человека». Ей присущи утонченность желаний, изощренность потребностей, эстетическая «заточенность» с одной стороны, а с другой – совершенная неспособность к эмпатии, к пониманию другого, этакая «инвалидность души». 2К осознанию своей ущербности героиня придет к концу спектакля, когда уже будет поздно: вокруг – выжженная пустыня, итог – одинокий вопиющий голос героини.
Это чисто женский спектакль с шестью актрисами-участницами, мужчины присутствуют лишь «за кадром» — в тексте, мыслях, чувствах героинь, ищущих настоящих партнерских отношений, но получающих, взамен некий суррогат вместо желаемого. Актрисы очень точно выстраивают свои характеры. Это прежде всего Заслуженная артистка Узбекистана Ольга Володина, блистательно исполнившая главную героиню спектакля Петру фон Кант, и ее «ближний круг». В него входят сестра (Анастасия Шалдыкина) – типичная представительница светской тусовки, использующая родственные отношения в своих личных интересах (мнимая дружба); секретарь (Зилола Рузиева) – безмолвная мумия, вышколенная своей хозяйкой и низведенная ей до уровня «предмета»; любовница (Элина Климова) – молодая, корыстная, циничная, перещеголявшая главную героиню в ее пороках и преподавшая ей серьезный жизненный урок; брошенная героиней дочь (Клара Нафикова) – хрупкий подросток, которая получает воспитание в закрытом учебном заведении и полностью лишена материнского тепла, и, наконец, мать героини (Анастасия Прядкина) – типичный образец консервативного, «правильного», засушенного мышления, настоящий «ходячий реестр сентенций». Она не додала тепла своей дочери в детстве, а теперь ее дочь отгородилась от своей дочери за высокими стенами абсолютного непонимания. Круг замкнулся.
Ущербные герои, ущербная жизнь – поучительная история, талантливо и ярко рассказанная театром, заставляет зрителя не только сопереживать героям, но и задуматься над собственной жизнью, и, возможно провести необходимую переоценку собственных межличностных отношений.

ТАТЬЯНА ОСИНА,
кандидат философских наук