«МЕЩАНСКАЯ СВАДЬБА»: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

О событиях и мероприятиях глазами наших авторов. Мы изначально не ставим ограничений в манере и форме изложения, считая важным лишь одно — наличие собственного стиля. Сегодня – о возвращении легендарного спектакля в «Ильхом» пишет наш автор Влад Кудинов.

474A0280 «Мещанкой» 10 сентября «Ильхом» открыл свой юбилейный сезон. C большим трудом удалось попасть на второй премьерный показ. В октябре «Мещанскую свадьбу» покажут только 17 числа, поэтому если вы решили посмотреть спектакль, поспешите в кассу театра.
Все-таки у каждого свой театр, у каждого – свой «Ильхом»
Должен признаться, что впервые за долгие годы я вновь ощутил атмосферу именно моего «Ильхома» – театра, который 20 лет назад заразил, пленил, дернул за какие-то струны и влюбил и в себя, и в театр в целом. Когда с открытым сердцем и достаточно беззаботным разумом бежал на спектакль и ждал. Ждал чуда…
Те, первые для меня, спектакли «Ильхома» помнятся до подробностей – актеры, реплики, сценография, костюмы, музыка. Это навсегда отпечаталось в памяти.Честно говоря, «Мещанская свадьба» не была моим любимым спектаклем в репертуаре. Видимо, не совсем в те годы мне была понятна трагикомичность всего происходящего. Скорее ходил «на актеров» и смотрел именно их работу.
474A03231
Надо отметить, что Бертольд Брехт написал «Мещанскую свадьбу» в 1918 году. Для современного восприятия слог и изложение несколько непривычны. Кстати, в свое время пьеса не особо пользовалась успехом в родной Германии, да и в Европе в целом. Однако на сценах постсоветского пространства пьеса шла регулярно и с успехом, несмотря на противоречивые отзывы критиков – уж до боли знакома нашим людям конфликтность происходящего.
«Мещанка» в «Ильхоме» стала чем-то большим, чем просто постановкой. Это своего рода «визитная карточка» театра. Спектакль в репертуаре 36 лет, и воспринимаешь его уже не как просто репертуарный, а как некий индикатор состояния театра. Поэтому правильно было бы останавливаться не на разборе самой пьесы, перипетиях сюжета и действующих лицах – за эти годы об этом написано много, а рассказать, что же происходит именно в театре, в целом и частности.
После просмотра спектакля могу сказать следующее. Театр, как и многое вокруг, постоянного меняется. Должен сказать отдельное спасибо, что неизменным оставили сценографию и музыкальное сопровождение «Мещанки».
Наверное, многим кажется, что «Ильхом» довольно-таки маленький по площади театр с достаточно небольшой сценой. НО! Марк Вайль умело играл этим пространством. Немногие площадки могут похвастаться своей сценой-трансформером. Именно благодаря творческому видению Марка Яковлевича зрители оказываются полноценными участниками свадебного застолья. Так и хочется «вставить словцо» во время перебранки персонажей. А ароматы и то, с каким удовольствием актеры уплетают угощения, мгновенно погружают в атмосферу семейного праздника.
Как ни странно, одним из действующих лиц спектакля является… мебель. Да-да, Вы не ослышались. Здесь все же необходимо пояснить от чего так. По сюжету пьесы, всю мебель в доме сделал своими руками сам жених. Тут уже не важно – на клею или гвоздях – главное сделал с любовью. И при накале страстей во время застолья этот самый неживой персонаж умудряется «высказать свое мнение» почти всем гостям, особенно самым буйным. Это очень остроумно придумано и обыграно в постановке.
474A0884-740x480
Теперь о самом главном, о душе театра – об актерах
Хочется сказать огромное спасибо за возвращение в театр Таланта – заслуженного артиста Республики Узбекистан Михаила Каминского. Безоговорочно – этот актер является знаковым для всего театрального Ташкента. Его возможности перевоплощения кажутся безмерными. Созданный им образ Отца невесты настолько правдивый, что невольно улыбаешься всем нелепым историям этого большого мужчины и переживаешь за его неряшливую простоту.
Очень органичный и по-настоящему смешной получился персонаж Бориса Гафурова – Молодой человек со свойственными любому «бальзаминовскому жениху» акцентом и манерами. Он удачно заигрывал с очень настойчиво требующей любви Сестрой невесты (в исполнении молодой актрисы Христины Белоусовой). Так же хочется отметить «слаженный» союз не упускающего возможности выпить Мужа (Алексей Писцов) и коварной и соблазнительной (а как же иначе?) Жены (Алина Цимерман), собственно благодаря которой Муж и полюбил спиртные напитки. Этой паре актеров получилось показать зрителю достаточно стереотипную и в тоже время правдивую историю сложных семейных отношений, когда она – женщина-вамп, а он – простой парень. И надо отметить, что Алексею досталась непростая роль ушедшего в алкогольный заплыв персонажа, ведь играть пьяного – это очень и очень непросто, так же как и Алине – роль роковой блондинки. Но оба актера удачно реализовали эти задачи.
Актерский ансамбль органично дополняла Заслуженная артистка Узбекистана Марина Турпищева, воплотившая образ беспокойной Матери невесты. Роль мужественного и характерного Жениха сыграл Максим Фадеев.
Пожалуй, именно эти актеры держали спектакль на себе, не позволяя терять погруженности в атмосферу. В то же время работа молодых артистов нынешнего состава – Юлии Усадовой, Христины Белоусовой, Яна Добрынина, задействованных в этом спектакле, заставляет задуматься о будущем театра. Уж больно невнятно смотрелись они на сцене. Меня не оставляло ощущение, что некоторые пребывают в таком священном испуге, что того и глядишь сбегут со сцены. Я бы не хотел, чтобы мои слова были услышаны как негативная оценка, скорее, и я даже в этом уверен, критика поможет проявить характер и показать все, на что они способны. Безусловно, должно пройти время, и молодые актеры, работая бок о бок с мастерами, переймут опыт и заявят о себе.
Хочется также надеяться, что наши кумиры продолжат выходить на сцену вновь и вновь Есть искреннее желание увидеть Михаила Каминского и в других постановках театра. А «Мещанская свадьба» – это история «Ильхома». Радует, что ее бережно хранят и продолжают рассказывать новым поколениям.
Приходите в театр! Вы должны это увидеть!

Текст: Влад Кудинов
Фото: Станислав Магай
«RedPen — Городское интернет издание»