Вновь «ИЛЬХОМ»

Павел Руднев

Пост из ЖЖ от 2 октября 2009

…Видел два последних спектаклях Вайля – “Орестею” и “Полеты Машраба”. Спектакли сохраняются на удивление в первозданном виде. Очень страшные, тревожные, отчаянные спектакли – такое ощущение, что у Вайля под конец открылась крайняя степень творческой смелости, абсолютное бесстрашие. Кровавая вакханалия в “Орестее”, которую и новая драма еще не знает. И мудрый, острый, нелицеприятный “Машраб”, полный горькой восточной иронии, отчаяния. Совершенно страшный диалог ведет Марк Вайль с властью – дервиш Машраб при дворе хана-властителя ведет себя даже не как шут, а как бесстрашный разоблачитель. В его непотребном лицедействе – зеркало для власти, дразнящее её, бесящая. Машраб – поэт-бес, он бесит, выбешивает. Монолог властителя в устах Вячеслава Цзю – это дерзкий и бесстрашный плевок в сторону нынешней и любой власти. Такое художнику не прощают. “Полеты Машраба”, наверное, самый изысканный спектакль Вайля – с бесконечной сменой правил игры, с объединением масхарабоза и итальянской комедии масок, с игрой в предметы, с изящным кукольным театром, с коллективным актерских мышлением, с свободой для импровизации, с навязчивой, увлекательной телесностью, пластическим рисунком. И этот кисло-сладкий вкус трагикомедии, все знающей и все ведающей про жизнь. И сила духа, торжествующая над нищетой и унынием. И полеты мысли, готовые победить смерть. И восточная жестокость, которой можно противопоставить только свирепую иронию оскопленного дервиша, у которого нет таких связей с миром, которые он не был бы готов порвать. Марк Вайль был гением – вот после “Полётов” именно это хочется сказать, ответственно, аргументировано сказать.